Развитие промышленной политики в Европейском Сообществе
(Д. Уайт, директор Генерального директората по промышленности КЕС, март 2004 года)
1. Промышленная политика и конкурентоспособность.
Я с интересом слушал доклады о российских экономических реформах. Что поразило меня больше всего, это не масштаб или проблема того, что вы пытаетесь достигнуть в России. Это то, что вы взялись за основные реформы, как и мы.
Причина, конечно, в том, что экономическая реформа – это постоянная деятельность, если вы хотите оставаться конкурентоспособным. В Лиссабоне в марте 2000 года Главы Государств и Правительств Европейского Союза поставили цель сделать Европу самым конкурентоспособным регионом мира. Цель амбициозная. Но для Европейского Союза любая менее честолюбивая цель была бы недостойной. Если атлет не тренируется, чтобы выиграть золотую медаль, маловероятно, что он вообще завоюет какие-либо медали. И если вы тренируетесь на «золото», вы скоро поймете, что другие делают то же самое.
Конкурентоспособность – это, прежде всего, настрой ума в бизнесе. Это возможность дать волю своим творческим и активным способностям. Это тот бизнес, который видит возможности до того, как их увидели другие, и использует их. Это способность к созиданию, переменам и готовность осуществить их.
Мы можем измерить конкурентоспособность, используя производительность. Когда у нас есть высокий и устойчивый показатель роста эффективности, тогда мы можем сказать, что мы конкурентоспособны.
Конкурентоспособность – это не то, что создает правительство. Конкурентоспособность достигается за счет использования творческих способностей отдельных людей и организаций для того, чтобы решить проблемы и воспользоваться возможностями.
Правительство не может само ее выработать. Но оно может создать условия, при которых развитие конкурентоспособности стимулируется, вознаграждается и поддерживается.
В конце концов правительство обеспечивает (или не обеспечивает) окружающую среду для поддержки бизнеса.
Правительство должно предусмотреть по крайней мере 3 аспекта благоприятной бизнес-среды.
1. Хорошо спланированная инструкция, которая устанавливает основные правила (часто определенные соображениями безопасности) для бизнеса. Бизнесу нужно знать, что разрешается делать, а что нет. Задача правительства установить правила таким образом, чтобы защитить общественные интересы, в то же время оставляя как можно больше пространства для созидания.
2. Обеспечение факторами, необходимыми для бизнеса: хорошо обученные трудовые силы; наличие капитала на стабильном и хорошо организованном рынке капитала; доступ к технологиям, научным исследованиям и развитию. Кроме того, это и системы образования, которые поощряют самобытность и творческие способности. Правительство стимулирует и поддерживает исследования через исследовательские центры, общественные исследовательские программы. Но и бизнес во всем этом должен сыграть свою роль.
3. Эффективные рыночные институты. Рыночная экономика зависит от большого числа учреждений, некоторые из них могут быть государственными (общественными), многие могут быть частными. Эффективность этих организаций работает на конкурентоспособность либо с пользой, либо во вред. Как вы можете стимулировать людей становиться предпринимателями, если система регистрации компаний безнадежно неэффективна? Быстро и эффективно ли органы стандартизации разрабатывают открытые стандарты или они тратят годы на слишком подробные спецификации, которые не допускают инновационные идеи и решения? Защищается ли интеллектуальная собственность быстро и дешево? Хорошо ли организованы бизнес-диалоги и реагируют ли на них так, чтобы была полезная связь между бизнесом и правительством? Правительство не управляет всем этим, но у него есть возможность оказывать влияние даже на то, чем оно не руководит.
Если правительство обеспечит наличие этих трех элементов – хорошо спланированная инструкция, обеспечение необходимых факторов для ведения бизнеса и эффективные рыночные институты – правительство проделает хорошую работу. Фактически, это программа действия для него.
2) Подготовка улучшенных правил.
Я не отношусь к тем людям, которые считают все правила злом. Проведя лучшую часть моей жизни за разработкой инструкций, я знаю, что они играют важную роль. Жизнь без хороших правил была бы плохой.
Ясная, устойчивая и прозрачная структура бизнеса, которая устанавливает ограничения для бизнеса в целом и отдельных предпринимателей, важна для всех. Не в самую последнюю очередь это касается безопасности. Какие шаги нужно предпринять, чтобы гарантировать умелое обращение с определенной «опасной» продукцией?
Самая большая проблема для регулятора – это найти баланс, защищая общественные интересы и оставляя как можно больше творческого пространства, которое может быть использовано для повышения конкурентоспособности.
Хорошее регулирование – это база для функционирования экономического рынка. Слишком много правил или плохо продуманная инструкция убьют конкурентоспособность.
Мы добились некоторого успеха в разработке инструкции, которая оставляет место для инноваций. Так называемый Новый Подход к регулированию – это одно из наших лучших достижений. Его основная мысль – это ясное распределение ролей регулятора и бизнеса. Регулятор должен определить нужные цели, которые должны быть достигнуты. А вот уже задача бизнеса - найти наилучшие технические решения этой проблемы и продемонстрировать, что они отвечают поставленным целям.
Ключевой момент для регулятора – устанавливать только то, что действительно необходимо и оставлять как можно больше возможностей инновационному бизнесу, чтобы находить новые способы отвечать требованиям инструкции.
Позвольте мне упомянуть три момента, которые мы выделили в процессе работы. Это консультация, оценка воздействия и упрощение.
1. Сейчас у нас есть правило, что все важные инструкции должны быть размещены на восемь недель в Интернете для обсуждения до того, как они будут приниматься.
2. Мы также предусматриваем оценку воздействия наших предложений. Это не вопрос воздействия на бизнес, но социального воздействия и воздействия окружающей среды. Когда это сделано должным образом, это не столько правомерность принятых решений, сколько изучение возможностей с разъяснениями процесса мышления, который привел к решению.
3. Мы также пытаемся упростить регулирование, объединяя и классифицируя правила, которые много раз изменялись.
Недавно Комиссия выдвинула предложения по новому регулированию производства и маркетингу продукции химической промышленности. Результаты обсуждения в Интернете – 6500 ответов, из которых 2500 содержали полезные предложения или информацию. В результате их дополнительные издержки были снижены на 75 %. В итоге предложение Комиссии было существенно усовершенствовано.
Что было очень важно, это сочетание обсуждения с детальной оценкой воздействия, устанавливающее предполагаемое воздействие законодательства на ожидаемые издержки и прибыль. Обсуждение также помогло нам усовершенствовать эту оценку.
Обсуждение и оценка влияния – это сейчас наш установившийся порядок и наше правило. Я не буду притворяться, что это всегда облегчает жизнь чиновникам, таким как я. Но это и делалось не для этого. Это было сделано для создания более конкурентоспособной среды для бизнеса. И это работает.
3) Наш подход к политике.
Мы разработали подход к промышленной политике, который зависит от трех этапов.
Но сначала немного предыстории. Было время, когда правительства пытались выбрать отрасли будущего и поддержать их.
Опыт показывает, что правительства очень плохо выбирают победителей. Бизнес тоже не всегда преуспевает в этом, но, при условии, что правительство не вмешивается, рынок в конечном счете решает проблемы того бизнеса, который делает неправильный выбор. Он закрывает его.
Прошло много времени с тех пор, как мы перестали пытаться выбрать победителей. И мы не собираемся возвращаться назад в этом вопросе.
Но если вы пытаетесь обеспечить хорошую бизнес-среду, одна из проблем – это то, что используемые нами инструменты зачастую по-разному применяются в различных отраслях. Например, мы совершенно по-разному контролируем безопасность машин и безопасность фармацевтической продукции. И существует много других различий.
Таким образом, наш подход к проверке эффективности нашей общей политики – это анализ положения внутри конкретных отраслей с тем, чтобы увидеть, обеспечиваются ли условия для конкурентоспособности в специфических условиях этой отрасли.
Иначе говоря, мы определяем политику на общем уровне, но то, в какой степени будет применяться политика, часто должно решаться на отраслевом уровне. Поэтому, анализируя конкурентоспособные задачи отрасли, мы можем контролировать, корректно ли применялась политика (стратегия).
Если мы находим проблемы, наш метод заключается в том, чтобы собрать вместе группу, представляющую всех акционеров отрасли, чтобы более глубоко изучить вопросы. На основе этого мы выносим на общественное обсуждение стратегию политики.
Если это обсуждение указывает на необходимость изменения политики, Комиссия может выдвинуть свои предложения при условии последующей оценки и общественного обсуждения результатов воздействия.
Недавно мы сделали это в аэрокосмической отрасли, фармацевтическом секторе и кораблестроении. Три очень разных отрасли. И мы только что опубликовали анализ проблем конкурентоспособности, с которыми столкнулась текстильная отрасль.
Как вы видите, это все касается не только так называемых отраслей будущего. Мы не выбираем победителей. Мы пытаемся обеспечить бизнесу в любой отрасли такую среду, которая даст им возможность сформировать большую часть своих собственных навыков конкурентоспособности.
Если мы сделаем это, то все будет отлично. |