Прокуратура разъяcняет

11 ноября 2010

Понятие и правовая основа реабилитации в уголовном судопроизводстве.

Часть 2 ст.6 УПК РФ устанавливает, что уголовное преследование и назначение виновному справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. В деятельности органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, суда случаются ошибки, которые обуславливают наличие в уголовно-процессуальном законодательстве механизма восстановления нарушенных прав и свобод человека в связи с его незаконным уголовном преследованием.

В п.34 ст.5 УПК РФ реабилитация означает порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.

Правоотношения, связанные с реализацией права на реабилитацию, регулируются несколькими правовыми актами: международными нормативными документами; ст.52 и 53 Конституции Российской Федерации; ст.5, 6, 11, 133-139 и др. УПК; ст.151, 1070, 1099-1101 ПК Российской Федерации; Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении служебных обязанностей", утвердившим Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда"; Инструкцией от 2 марта 1982 года по применению названного Положения.

Право на компенсацию "жертв судебных ошибок" предусмотрено Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенцией против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года и др. При реализации данного права указанные международные акты рекомендуют руководствоваться законом и практикой соответствующего государства.

Статья 52 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняется законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Статья 53 Конституции Российской Федерации гласит: каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Названные положения отражены в принципе охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве: согласно ч.4 ст. 11 УПК РФ вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленных УПК РФ, т.е. ст. 133-139 УПК РФ.


Пункт 35 ст.5 УПК РФ устанавливает, что реабилитированным считается лицо, имеющее в соответствии с УПК РФ право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием. Таким правом обладают: оправданный - во всех случаях; подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, а также лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера - при наличии предусмотренных ч.2-5 ч.2 ст. 133 УПК РФ условий.

Согласно УПК РФ, право на возмещение вреда принадлежит не только реабилитированному, но также любому лицу, незаконно подвергнутому мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу (ч. 3 ст. 133 УПК РФ).

Кроме того, ст. 139 УПК РФ предусмотрено ранее не известное уголовно-процессуальному закону право на возмещение вреда в рассматриваемом порядке как физическим, так и юридическим лицам. Действительно, уголовно - процессуальный закон допускает участие юридических лиц в уголовном судопроизводстве в разном процессуальном качестве: потерпевшего (ч.1 ст.42 УПК РФ), гражданского истца (ч.1 ст.44 УПК РФ), гражданского ответчика (ч.1 ст.54 УПК РФ). Кроме того, юридическое лицо может не являться участником уголовного судопроизводства, однако, его права и законные интересы затрагиваются проведением процессуальных действий и принятием процессуальных решений.

Согласно ст. 133 УПК РФ основанием возникновения права на реабилитацию является осуществление уголовного преследования.

Помимо этого, основанием для возникновения права на возмещение вреда (но не права на реабилитацию) является незаконное применение к любому лицу мер процессуального принуждения в ходе всего производства по уголовному делу (ч. 3 ст. 133 УПК РФ).

Принятый в 1996 году ГК Российской Федерации предусмотрел более узкий перечень оснований возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ч.1 ст. 1070 ГК РФ). Этот перечень является исчерпывающим и предусматривает в качестве оснований: незаконное осуждение; незаконное привлечение к уголовной ответственности; незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу и подписки о невыезде.

Представляется, что в силу уголовно-процессуального характера правоотношений, связанных с реабилитацией лица, приоритет имеют нормы ст. 133-139 УПК РФ, устанавливающие основания и порядок возмещения ущерба и восстановления прав реабилитированного лица ( ч.4 ст.11 УПК).
Термин "незаконный", содержащийся в ст. 133 УПК, а также в ст. 1070 ГК Российской Федерации, следует понимать в том смысле, что уголовное преследование невиновного, применение мер процессуального принуждения с отступлением от требований закона всегда нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица.

Кроме того, для возникновения права на реабилитацию не имеет значения, были ли допущены органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей уголовно-процессуальные нарушения, поскольку в названных нормах указывается, что вред возмещается гражданину независимо от вины должностных лиц.

При возмещении вреда необходимо тщательно выяснить, результатом каких именно незаконных действий он явился. Так, некоторые государственные органы, например органы дознания, уполномочены на проведение и уголовно-процессуальной, и оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем, вред, наступивший в ходе оперативно-розыскной деятельности, может быть возмещен только в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, Федеральный закон от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности" предусматривает случаи, когда такой вред вообще возмещению не подлежит. Согласно ч.4 ст. 16 этого закона при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающем ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.


Возникновение права на реабилитацию, помимо оснований, предполагает наличие ряда условий. К таковым относятся:
1) вынесение оправдательного приговора;
2) прекращение уголовного преследования в связи с отказом государственного или частного обвинителя от обвинения;
3) прекращение уголовного преследования по следующим основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 ч.1 ст. 24 и пунктами 1 и 4 - 6 ч.1 ст. 27 УПК РФ
4) полная или частичная отмена вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращение уголовного дела в связи с непричастностью подсудимого к совершению преступления или по любому другому основанию;
5) отмена незаконного или необоснованного постановления суда о применении принудительной меры медицинского характера.

Право на возмещение ущерба возникает лишь в случае полной реабилитации лица, т.е. когда дело прекращено полностью, а не в какой-либо части.

Закон не устанавливает каких-либо условий для возникновения права лица, незаконно подвергшегося мерам процессуального принуждения, на возмещение вреда.

В силу п.6 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах указывается, что если какое-либо лицо осуждено за уголовное преступление и если приговор был впоследствии отменен на том основании, что какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки, то это лицо получает компенсацию согласно закону, если не будет доказано, что указанное неизвестное обстоятельство не было в свое время обнаружено исключительно или отчасти по его вине.

Аналогичным образом регулируются последствия самооговора и в ч. 3 ст.2 Указа от 18 мая 1981 года "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении служебных обязанностей": "ущерб не подлежит возмещению, если гражданин в процессе дознания, предварительного следствия путем самооговора препятствовал установлению истины и тем самым способствовал незаконному привлечению к уголовной ответственности, незаконному арестy или применению подписки о невыезде. Вместе с тем, самооговор не является обстоятельством, исключающим право реабилитированного на возмещение ущерба, если он явился следствием применения к нему насилия, угроз и иных незаконных мер"

Иными словами, самооговор исключает возмещение реабилитированному вреда, если:
а) лицо умышленно дает ложные показания;
б) показания даются добровольно, т.е. отсутствует давление на лицо со стороны следователя и других лиц.

Согласно ч. 4 ст. 133 УПК РФ акт об амнистии, истечение сроков давности, недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения преступления, или принятие закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, - препятствуют возникновению права на реабилитацию и возмещение вреда при незаконном применении в отношении лица мер процессуального принуждения или отмены или изменения обвинительного приговора.

В соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ причиненный гражданину в результате уголовного преследования вред возмещается государством, но не за счет органа или должностного лица, допустивших незаконное уголовное преследование. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1070 ГК Российской Федерации).

Вред возмещается в полном объеме, независимо от вины должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Взыскание понесенных государством расходов с конкретных должностных лиц, виновных в незаконных действиях, в порядке регресса допускается, если их вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу (ч. 3 ст. 1081 ГК Российской Федерации), т.е. если вред причинен в результате преступных действий.

Важным элементом механизма реабилитации лица, пострадавшего в результате уголовного преследования, является официальное признание его права на реабилитацию, что осуществляется при наличии оснований и условий в приговоре, определении, постановлении суда или в постановлении следователя, дознавателя (ст. 134 УПК).

Помимо признания права на реабилитацию, суд, следователь, дознаватель обязаны разъяснить гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и возмещения вреда, причиненного уголовным преследованием.

Эта обязанность осуществляется путём направления реабилитированному (а в случае его смерти - наследникам, близким родственникам, родственникам и иждивенцам реабилитированного) вместе с приговором, определением, постановлением о прекращении дела специального извещения в письменной форме. Указанное извещение направляется одновременно с приговором, определением, постановлением суда, следователя, дознавателя, что служит гарантией реализации права лица на возмещение вреда, причиненного уголовным преследованием. Исключением из данного правила является положение ч.2 ст. 134 УПК РФ о том, что при отсутствии сведений о месте жительства наследников, близких родственников, родственников или иждивенцев умершего извещение направляется им не позднее пяти суток со дня их обращения в органы дознания, органы предварительного следствия или в суд.

Разъяснение права и порядка возмещения ущерба путем направления извещения обязан осуществить суд, постановивший оправдательный приговор, а при прекращении дела в кассационном или надзорном порядке - суд, рассмотревший дело по первой инстанции. В резолютивной части оправдательного приговора должно содержаться разъяснение порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием (п.5 ч. 1 ст.306 УПК РФ).

Согласно ч.2 ст.212 УПК РФ на досудебном производстве в случаях прекращения уголовного дела в связи отсутствием события преступления, отсутствием в деянии состава преступления и непричастностью подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п.1 и 2 ч.1 ст.24 и п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ) дознаватель, следователь принимает предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного реабилитированному в результате уголовного преследования.

Норма, содержащаяся в ч.2 ст.212 УПК РФ, сужает положения ст. 134 УПК РФ, предписывающие признавать право на реабилитацию и направлять извещение об этом реабилитированному при прекращении в отношении него уголовного преследования по любому из оснований, указанных в п. З ч.2 ст. 133 УПК РФ, а не только по п.1 и 2 ч.1 ст.24 и п.1 ч. 1 ст.27 УПК РФ.

Представляется, применению подлежит норма, закрепленная в ст. 134 УПК РФ, поскольку она носит более общий характер по сравнению со ст.212 УПК РФ, регламентирующей прекращение уголовного дела и уголовного преследования на досудебном производстве.

В извещении разъясняется право на возмещение различных видов вреда, восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах, указываются конкретные органы, в которые гражданин может обратиться с требованием о возмещении того или иного вида вреда, а также сроки реализации данного права.

В соответствии с ч.1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию содержит три составляющих: 1) право на возмещение имущественного вреда (ст. 135 УПК РФ); 2) право на устранение последствий морального вреда (ст. 136 УПК РФ); 3) право на восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах (ст. 138 УПК РФ).
Следует отметить, что Федеральным законом РФ от 01 июля 2010 года 144-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" уточняется, как за счет федерального бюджета реабилитированному возмещается имущественный вред.
Согласно прежней редакции УПК РФ постановление о производстве выплат в возмещение вреда выносилось судьей, следователем или дознавателем.
Между тем Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что взыскание на бюджетные средства обращается только на основании судебного акта.
В связи с этим в УПК РФ закрепляется, что исключительно суд принимает решение возместить имущественный вред.

Помощник прокурора города Тулы Н.Н.Агейчева

Назад