- Татьяна Васильевна, повлекла ли смена имени принципиальные изменения в работе? Что сегодня представляет собой вновь образованная служба?
- Принципиальных изменений нет, а вот количество функций, пожалуй, прибавилось.
Федеральная регистрационная служба (образование которой произошло в рамках административной реформы в октябре прошлого года) объединила часть функций Главного управления Минюста по Кемеровской области: надзор за деятельностью нотариата и адвокатуры, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и контроль деятельности общественных объединений. С 1 января 2005 года добавились функции Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество. Так и получилась новая служба.
То есть сегодня в нашей компетенции все вопросы, касающиеся регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также нотариат и адвокатура, общественные и религиозные объединения, в том числе и региональные отделения политических партий, саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Масштаб работы – весь Кузбасс.
- Какое направление в работе является основным?
Я бы сказала – самым объемным. Это, конечно, регистрация прав на недвижимое имущество. Сегодня в Главном управлении службы работает более 400 человек. Кроме центрального аппарата, который находится в Кемерове, есть еще девять обособленных отделов в других городах области: Анжеро-Судженске, Мариинске, Юрге, Киселевске, Новокузнецке, Прокопьевске, Белове, Междуреченске, Ленинске-Кузнецком. Эти отделы занимаются только регистрацией прав на недвижимое имущество.
- Появились ли новые сложности или, напротив, работать стало легче?
- Прежде всего, изменился статус. Например, сегодня все работники Главного управления стали государственными служащими. Раньше те, кто работал в Учреждении юстиции, ими не являлись. Отсюда более жесткие требования к людям – в частности, к образовательному уровню. Сегодня мы практически не принимаем на работу без высшего – большей частью юридического – образования.
А сложность у нас одна – нас очень мало. Кадров попросту не хватает, отсюда - очереди. При этом штат набран полностью. Когда Федеральную регистрационную службу только создавали, было заявлено количество штатных сотрудников – 25 000. Из них 442 в нашей области. Как показала жизнь, этого совершенно недостаточно. Так, в стране последний год идет бесплатная приватизация. Многие оформляют право собственности на жилье именно сейчас, поток граждан растет, а нам не хватает сотрудников. Или другой пример: конец этого года и начало следующего обещают быть очень напряженным в плане проверок политических партий. И региональные отделения, и центральный аппарат партии проверяются одновременно по всей России. Дополнительные сотрудники очень нужны. Руководство службы обещает в следующем году решить вопрос об увеличении штатной численности.
- Что подразумевает определение «контроль и надзор деятельности»? В чем суть вашей работы?
- У нас скорее контрольно-рекомендательные функции – если говорить о функциях, доставшихся нам от Главного управления Министерства юстиции по Кемеровской области. Мы ведем реестр адвокатов Кемеровской области – никто, кроме нас, этим больше не занимается. Все изменения в реестр вносит тоже только наша служба. Мы участвуем в квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, которые претендуют на звание адвоката, а также заседаниях комиссии по рассмотрению жалоб на адвокатов. Однако решений в отношении адвокатов мы принимать не можем – это прерогатива адвокатской палаты. Но если есть основания и достаточно данных, чтобы внести представление в палату о прекращении статуса адвоката, - мы это делаем.
Примерно то же с нотариусами: совместно с Областной нотариальной палатой мы организуем проверки. Они проверяют деятельность нотариуса, мы – ведение делопроизводства. Также участвуем в квалификационной комиссии – принимаем экзамены у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, проводим совместно с Областной нотариальной палатой конкурсы на замещение вакантных должностей нотариусов. И, конечно, определяем количество нотариусов по области. Сегодня их 96 – и этого вполне достаточно. Чтобы ввести дополнительную единицу, необходимо общее решение нашей службы и нотариальной палаты. В таком ключе и работаем.
- В плане регистрации прав на недвижимое имущество у вас, тем не менее, полный спектр вопросов?
- Да, любая сделка с недвижимостью проходит теперь через Федеральную регистрационную службу. При необходимости мы также выдаем информацию о том или ином объекте – по запросу граждан или правоохранительных органов. Мы ведем Единый реестр прав на недвижимое имущество – по всей области. И можем выдать информацию по любой сделке. При этом сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости предоставляются ограниченному кругу лиц, определенному законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
- Сегодня очень много говорится о махинациях в сфере сделок с недвижимостью – во многом потому, что люди по неведению обращаются к мошенникам. Почему, на Ваш взгляд, сложилась такая ситуация?
- Прежде всего, потому что людям не хватает юридических знаний. Чтобы не стать жертвой мошенников, гражданам, совершающим продажу или покупку недвижимости, можно обратиться за консультацией к опытному юристу. Конечно, это дополнительные расходы. Но, сэкономив на них, можно лишиться гораздо большего – недвижимости. Обратиться к нотариусу, чтобы проверить законность сделки – также один из вариантов избежать обмана мошенниками, ведь нотариусы на своей стадии проверяют документы, подтверждающие право собственности. Обращайтесь только в те риэлтерские компании, которые давно работают на рынке недвижимости и зарекомендовали себя с положительной стороны.
Я бы также советовала гражданам с большим вниманием относится к доверенностям, которые они дают, и тем самым доверяют свое имущество другому человеку.
- Как ваша служба контролирует законность сделок? Или это все же прерогатива правоохранительных органов?
- Как правило, госрегистрация объекта недвижимости или сделок с ним должна быть гарантией законности. К сожалению, это не всегда бывает именно так. Регистратор видит только документы, и если они в порядке – регистрирует право. Выяснять, добровольно человек продает квартиру или нет, у нас нет ни полномочий, ни возможности.
Хотя задавать вопросы регистратор все-таки имеет право. Особенно если его что-то смущает в оформлении документов или пакет документов представлен не полностью. Тогда мы можем запросить дополнительную информацию. Иногда по результатам проверок мы отказываем в регистрации. Хотя таких отказов - единицы. Наша служба все же только регистрирует сделки. Мы – финальный этап того решения, которое вы уже приняли. И если вы беспокоитесь о надежности проводимой сделки, подумайте об этом заранее. Обращайтесь только к заведомо проверенным риэлтерам или работайте в паре с нотариусом.
- Каковы перспективы развития регистрационной службы?
- Планируется, что с нового 2006 года к нашим обязанностям добавят контроль деятельности органов ЗАГС. Как это будет – пока сказать сложно. Увидим в следующем году. В первую очередь, конечно, мы надеемся на увеличение штатной численности в перспективе. Возможно, тогда мы сможем открыть несколько новых отделов на юге области. Это, прежде всего, будет сделано для удобства кузбассовцев, чтобы им в случае необходимости обращения за государственной регистрацией прав не пришлось ехать далеко от дома и стоять долго в очередях. |