4 августа 2005 года прямом эфире «Эхо Москвы» о приватизации жилья, регистрации договоров долевого участия рассказал начальник отдела регистрации Управления государственной регистрации прав на недвижимость Федеральной регистрационной службы, заслуженный юрист Российской Федерации Владимир Иванович Коновалов.
У многих из нас уже появилась собственность. Мы уже знаем, что за нее надо бороться, но бороться на законных основаниях. Каковы эти законные основания? Прежде всего, как мне кажется, это правильная регистрация собственности, чтобы ни у кого никогда не возникало сомнений, что эта собственность - именно ваша. Вопросы регистрации собственности мы и обсудим с начальником отдела Управления государственной регистрации прав на недвижимость Федеральной регистрационной службы России Владимиром Коноваловым.
- Владимир Иванович, наверное, самая большая проблема, с которой сейчас сталкивается ваша служба, это приватизация квартир. Почему она возникла, и что с этим делать?
КОНОВАЛОВ: Отвечая на этот вопрос, коснусь предыстории. В начале 90-х годов владельцам квартир было предоставлено в соответствии с законом о приватизации, жилищным законодательством, действовавшим на тот момент, право приобрести в собственность занимаемые ими жилые помещения. Необходимо отметить, что за 12 лет - с 1992 по 2004 гг. - таким правом в целом по России воспользовались 52 процента владельцев жилых помещений.
С выходом нового Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 года, установлен срок для владельцев квартир, не приватизировавших свои квартиры, до 1 января 2007 года. И, естественно, 48 оставшихся процентов, которые не воспользовались своим правом, сегодня принимают для себя решение о проведении приватизации. Но теперь получается, что органы местного самоуправления государственной власти, которые занимались вопросами приватизации на протяжении 12 лет, должны фактически такой же объем документов пропустить за оставшиеся полтора года. Естественно, это нагрузка. Никакой сложности или каких-то новых правил по регистрации прав собственности на занимаемые жилые помещения, по заключению договоров приватизации нет, мы говорим сегодня только о технической стороне дела, что период ограничен, а людей, желающих воспользоваться, еще очень много. Дело в том, что при предоставлении квартиры уже после вступления в силу Жилищного кодекса никакой бесплатной передачи в собственность не предусматривается. Приобретение жилых помещений в собственность после 1 марта 2005 года осуществляется только за плату.
- И как вы с этим собираетесь справляться? Новые рабочие места, увеличение часов приема, работа без выходных и праздников?
КОНОВАЛОВ: Может быть, даже такие варианты в каких-то регионах будут задействованы. В настоящее время руководством службы проведен ряд региональных совещаний. Совместно с органами власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и, естественно, с представителями всех организаций, задействованных в процессе приватизации (это органы технического учета, бюро технической инвентаризации, это комитеты по управлению имуществом, это всевозможные жилищно-эксплуатационные службы и наш регистрирующий орган, который ставит точку, регистрируя право гражданина и выдавая ему свидетельство о праве), мы сделали анализ по каждому субъекту. Есть регионы, где этот процесс не носит такого взрывного характера, есть регионы, где действительно нагрузка очень велика, потому что слишком много желающих. Администрации, естественно, стараются найти выход, увеличивая количество сотрудников, привлекаемых для этой работы, и в том числе устанавливая режим работы, который население в большей степени устраивает. Кстати, во многих субъектах, где есть такой наплыв, мы перешли на работу в две смены.
- 1 января 2007 года. До этого срока весь процесс по регистрации, по приватизации должен быть завершен? Или если я, например, принесу к вам документы 31 декабря 2006 года, я вписываюсь еще?
КОНОВАЛОВ: Да, регистрирующий орган обязан эти документы принять, вы свое право в рамках закона, безусловно, реализовали, и наша задача принять такие документы и провести регистрацию, даже несмотря на то, что само свидетельство будет выдано уже после 1 января 2007 года. Я думаю, законодатель через год сделает анализ, в том числе используя статистику наших органов, как этот процесс идет, и, возможно, внесет некие поправки в закон, что не раз, кстати, было, по срокам.
Сегодня, кстати, мы имеем в ряде регионов и другой процесс: те, кто ранее воспользовался правом на приватизацию жилья, обращаются с заявлениями о расприватизации. Мы же понимаем: все говорят о возможности приобретения в собственность. Но мы говорим о другой составляющей: как только стал собственником - налог на собственность. Какой он будет с 1 января 2007 года? Видя, что налог ежегодно повышается, некоторые уже предполагают, что им будет непосильно. И в условиях, когда нет необходимости, может быть, нет близких наследников, кому это жилье можно оставить, может быть, человек не ставит задачу продать это жилье, его удовлетворяет простой договор социального найма с местной администрацией. И поэтому люди и с такими заявлениями обращаются.
- Еще один аспект, который необходимо рассмотреть, если мы касаемся жилья, - это долевое участие в строительстве, потому что много скандалов по этому поводу было. Я знаю, что внесены изменения буквально с апреля этого года.
КОНОВАЛОВ: В этом пакете свыше 20 законов, которые именно пакетом в декабре Государственной Думой принимались, они во многом перекликаются. Это и новый Жилищный кодекс, и поправки в закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», изменения большие в закон об ипотеке. Был принят Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Ранее такого закона не было, закон вступил в силу с 1 апреля. Основная задача закона - это именно защитить права участников долевого строительства. Несмотря на то, что система регистрации в стране начала с 1998 года создаваться, сами договора долевого участия до 1 апреля 2005 года не подлежали государственной регистрации. И получается, что участник такого договора, заключив с застройщиком жилого многоквартирного дома договор, он не был защищен самим государством от возможных нарушений со стороны застройщика. Строительство носит длительный характер, в процессе этого строительства, поскольку учет таких договоров где-то вели, но государственную регистрацию они не проходили, недобросовестный застройщик, испытывая финансовые затруднения, на одну и ту же квартиру в будущем доме-новостройке мог заключить с Ивановым, Петровым, Сидоровым этот договор. А после сдачи в эксплуатацию кто первый добежал до регистрирующего органа, за тем права и регистрировали. Это уже вопросы судебных споров, потому что даже зарегистрированное право может быть отменено только в судебном порядке. Естественно, другие участники договоров, оказавшись в такой ситуации, в лучшем случае могли требовать только возврата денежных средств.
- А теперь вы, что называется, на старте регистрируете сам договор, и соответственно, если приходит второй точно такой же, вы говорите: до свидания.
КОНОВАЛОВ: Да. Мало того, этот закон небольшой и очень лаконично написан, очень доходчиво, я рекомендую гражданам ознакомиться с ним. Я обращаю внимание на статью 4 этого закона, которая говорит об условиях. Как правило, граждане не вникают в смысл договора, который им предлагают подписать. А вот статья 4 этого закона выдвинула жестко четыре условия, которые должны быть в обязательном порядке отражены в этом договоре. И невключение даже одного условия делает этот договор недействительным.
Первое условие - это определение подлежащего передаче конкретного объекта, который берется уже на основании проектно-сметной документации. Описание этой квартиры в договоре заключаемом должно содержаться.
Срок передачи - немаловажный факт сегодня. Бывает, дом построен, сдан в эксплуатацию, люди фактически там проживают, но не могут зарегистрировать свое право собственности, потому что реальной передачи вот этого объекта недвижимости, на который они заключали договор и который они оплатили, не было. А раз так, то нет свидетельства о регистрации права собственности на квартиру, человек лишается медицинского обслуживания, со школой начинаются проблемы у детей, с пенсионным фондом. Поэтому второе - срок передачи застройщиком объекта обязательно должен быть оговорен.
Важнейшее условие - цена договора, сроки и порядок ее уплаты. Потому что здесь, как показывает анализ таких договоров, идут нарушения как со стороны застройщика, так и со стороны участников этого долевого строительства. Поэтому в договоре прописано, как вносить плату: всю сразу, поквартально, помесячно. И закон предусматривает уплату неустойки. Причем, если вина идет со стороны участника долевого - гражданина или юридического лица, это где-то 1/150 ставки рефинансирования на день просрочки.
И четвертое условие - это гарантийный срок на объект. То есть не может быть он растянут по времени до бесконечности. Вот четыре условия необходимых.
СЛУШАТЕЛЬ: В 1992 году моя мама, будучи сельским учителем, получила долю колхоза в собственность. У нее есть розовая бумага государственная, что она владелец земли. Каким образом сейчас она может ей воспользоваться? И может ли она на этой земле построить дом? И каким образом мы можем выделить эту землю?
КОНОВАЛОВ: Этот вопрос, наверное, полностью не осветишь, потому что это самый больной и проблемный вопрос сегодня для Российской Федерации. Дело в том, что в начале 90-х годов произошла реорганизация колхозов и совхозов. Они были преобразованы в коммерческие организации, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью. Естественно, при преобразовании формировался уставный капитал в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. На тот момент все работники указанных сельхозорганизаций и предприятий фактически не выходили из состава, а подавали заявление о том, что они входят в состав акционерного общества, и в качестве своей доли вносили так называемый земельный пай, который был установлен в каждом хозяйстве, в том числе и на такие категории, как учителя, работники библиотек, пенсионеры, проработавшие определенное количество лет в этом хозяйстве. И получалось, что при внесении в соответствии с законодательством я становлюсь акционером либо участником общества с ограниченной ответственностью, но та доля, которую я внес, она становилась собственностью юридического лица. Да, граждане получили, но вся беда-то в том была, что в связи с неурегулированностью в начале 90-х годов этого процесса получалось, что многие юридические лица зафиксировали факт вхождения, составили списки, а в то же время свидетельства, которые выдавали районные и городские советы депутатов, администрации гражданам, в том числе свидетельства на доли и паи, они проходили тоже регистрацию, их никто не гасил, они как были, так и остались у граждан. Значит, практически в середине 90-х годов это как бы не очень волновало.
Но со вступлением в силу нашего закона, который подчеркнул, что ранее возникшие права государством признаются, но, если сегодня с этим объектом недвижимости необходимо сделать сделку либо внести его в залог, требуется перерегистрация ранее возникших прав, здесь получилось, что если юридическое лицо первым обратилось и доказало факт вхождения бывших членов хозяйства, колхоза, совхоза в состав юридического лица, то получается, человек уже имеет возможность только распорядиться акциями этого акционерного общества либо долей в обществе с ограниченной ответственностью, но обратно истребовать, скажем, свою долю земельного участка он уже не может, это собственность юридического лица. И наоборот, у нас есть случаи, когда сами граждане на законном основании, имея на руках решения органов местного самоуправления и вот эти свидетельства, сегодня приходят, и мы регистрируем в долевую собственность.
Процедура выдела очень сложна. Для начала я бы просто посоветовал обратиться с заявлением о выдаче выписки из Единого государственного реестра прав. Заплатите сто рублей, в течение пяти дней получите такую выписку: вообще на земли этого хозяйства какие-то права кто-то регистрировал или нет? Потому что если юридическое лицо, тогда получается на весь массив. А дальше это уже предмет спора с юридическим лицом.