Исследование социальных аспектов очереди и решение её проблем на примере Главного управления Федеральной регистрационной службы по Омской области.
1. Очередь, как результат взаимодействия спроса и предложения
Если на очередь в магазине, театре, музее, в государственном, муниципальном учреждении посмотреть с точки зрения спроса и предложения, то можно сделать вывод, что она вполне нормальное явление гражданского оборота - указывает на наличие спроса физических (населения) и юридических лиц на услуги, которые предлагаются. При этом предложение урегулировано определенными фактами и правилами (количеством товара, мест в зале, сроками выставки, порядком приема и выдачи документов, штатной численностью работников предприятия, организации, учреждения, которые что-то предлагают, распорядком дня в этих структурах и т.д.) Спрос - хаотичен, так как на стыке взаимодействия с предложением в волеизъявлении своих субъектов он не является организованной структурой. Хотя и прогнозируется. Между спросом и предложением нет правовой связи как изначальной данности. Она возникает, как обязательственное правоотношение, если спрос заявлен. Покупатель в магазине заявляет о своем желании приобрести булку хлеба - у продавца возникает обязанность эту булку продать. Хаос на стороне спроса всегда пытается самоорганизоваться в виде очереди и определенного порядка в ней. Если очередь небольшая, порядок в ней - следование граждан друг за другом - соблюдается неукоснительно. Если исчисляется сотнями людей - следование граждан друг за другом можно проконтролировать, скажем, через составление соответствующего списка из их фамилий. Это право граждан. Оно не регулируется законом, не запрещено им, и, стало быть, разрешено как таковое.
Вышеизложенное обстоятельство зачастую забывается, когда явление большой очереди вменяется в вину стороне, разрешающей спрос, что совершенно не обосновано. Одна торговая точка, например, не имеет возможности, да и не обязана по воле очереди трансформироваться, скажем, до десятка. Театр и музей, как строения, вдруг не расширятся в своих площадях и билетных кассах. Государственные и муниципальные учреждения по этой же причине не изменят своей штатной численности, не переедут в одночасье в другие, более приспособленные для приема граждан помещения.
Проблема же не в очереди как таковой (она, как мы убедились, показатель спроса!), а в ее движении, пропускной способности предлагающей стороны. Если ей спрос экономически выгоден, она предпримет все необходимые меры по увеличению пропускной способности тех, кто нуждается в предложении, и сделает это сама! Тут скорость оборота товара или услуги в единицу времени увеличивает прибыль.
2. Особенность очереди в государственных и муниципальных учреждениях
Другое дело - государственные и муниципальные учреждения, работники которых не преследуют личной выгоды. Находясь на замещаемых должностях и определенном денежном содержании, они исполняют функциональные обязанности, реализуя те или иные права граждан. Их задача - надлежащим образом в соответствии с внутренним трудовым распорядком в установленные законом сроки реализовывать эти права. И еще так организовать свой труд, чтобы пропускная способность граждан, стоящих в очереди, была наиболее оптимальной.
Вот, скажем, моей знакомой понадобилось получить заграничный паспорт в одном из подразделений УВД. Дважды подъезжала она к 6-ти утра, чтобы и на свою работу успеть. И каждый раз по счету в очереди оказывалась в пятом десятке. Там принимают документы на оформление в установленные часы, два раза в день, а проходимость очереди в день порядка 30 человек. К кому предъявлять претензии, если здесь работают в оптимальном режиме? Не к кому! Или ГИБДД. Аналогичный случай. Двигатель в машине поменяли, а изменения в техпаспорт внести - проблема: и очередь, и свой режим у сотрудников. Перерыв в пол-одиннадцатого - все действия прекращаются. Опять-таки некому претензии предъявлять. Количество сиюминутного спроса намного опережает возможность быстрого предложения! А ведь можно называть и другие учреждения, начиная от сберкассы, почтового отделения, где мы осуществляем коммунальные платежи, и завершая, допустим, налоговой инспекцией.
3. Внимание - опыт!
В Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области эту социальную проблему изучили, как говорится, вдоль и поперек. Поскольку именно здесь наплыв граждан, может быть, наибольший в сравнении с другими органами и учреждениями государства в Омской области. Ведь нынче у нас почти каждый де-факто - собственник какой-либо недвижимости, которую нужно зарегистрировать, перерегистрировать и т.д. И здесь в результате предпринимаемых мер добились-таки очень высокого уровня проходимости граждан и дни их наиболее массового обращения за государственной регистрацией своего права на недвижимость: 600-650 человек в день.
Тем и интересен этот опыт.
4. Неравномерность очереди во времени
В Главном управлении обратили внимание на то, что наплыв граждан в течение пятидневной рабочей недели неравномерен. В понедельник, вторник и среду людей приходит гораздо меньше, чем и четверг и пятницу, так как они заранее подготовили документы и случайно выбрали для себя один из этих дней для сдачи их на регистрацию права. В четверг и пятницу – наплывы. Это связано с тем, что в эти дни другие органы и учреждения выдают гражданам различные документы, необходимые в общем пакете для регистрации права. Управление образования, например, выдает приказы (по четвергам), разрешающие совершение сделок с участием несовершеннолетних. Тут же банки. По сложившейся практике во многих из них заседания кредитных комитетов (комиссий), на которых рассматриваются вопросы о возможности выдачи кредитов, проходят по вторникам, средам. Получив «добро» на выдачу кредита, заемщик начинает оформлять ипотеку, в том числе и в Главном управлении. В связи с чем, в четверг, а особенно в пятницу наблюдается самый большой наплыв заявителей. В четверг и пятницу - укороченные рабочие дни на предприятиях из-за нехватки работы. Именно в эти дни люди, получив недостающие документы, возможность оперировать денежными средствами или, имея свободное от работы время, решают прийти в Главное управление. Очередь становится непомерно большой и пытается самоорганизоваться, составляя списки и проч.
Также было замечено, что количество людей в очереди неравномерно и в зависимости от сезона. В январе, феврале, марте, да и апреле - нормальная, как говорят в таких случаях, живая быстро проходящая очередь. Далеко не все в эти месяцы озабочены регистрацией своего права на недвижимость.
А вот с конца апреля напряжение нарастает. С оттаиванием снега на садовых участках у работников Земельной кадастровой палаты и ГП «Омский центр ТИЗ» появляется реальная возможность провести обследование земельных садовых участков и оформить кадастровые планы на землю и технические паспорта на садовые домики. А особенно сейчас активизируется и оформление земельных участков под гаражно-садовыми кооперативами и зданиями, ввиду того, что юридические лица, у которых земля находится на праве бессрочного пользования, обязаны переоформить ее в собственность, либо заключить договоры аренды до 1 января 2006 года.
В июне-июле в Омск приезжают люди, живущие или работавшие на Севере, а также из стран ближнего зарубежья (Казахстан). В Омске они приобретают квартиры для себя или своих детей, поступающих в здешние учебные заведения. В летнее время в отпуск уходит немалое число и работников Главного управления, коллектив которого в основном состоит из женщин. У них - огороды, путевки, оздоровление детей, поступление в учебные заведения тех из них, кто окончил школу. И в этом году такой период уже начался. Если на 6 мая на приеме документов работало 32 человека, то на 20 мая - уже 21. И ничего не поделаешь: отпуска расписаны согласно трудовому законодательству. И у государственных служащих тоже есть право на отдых.
С августа по декабрь - самые тяжелые месяцы. Их можно отнести, как говорят в таких случаях, к русскому менталитету - делать все в последний день. Мужик, мол, просыпается к зиме. Хочет новый год встретить в новой квартире, с чистой душой и совестью. Опасается, что изменится законодательство или изберут другого президента, и отношения будут ужесточены - отнимут то, что не зарегистрировано...
5. Маневр кадрами и открытие сектора приема и выдачи документов на Левобережье
Учитывая эти временные особенности очереди, руководство Главного управления имеет возможность осуществлять маневрирование кадрами - в дни и периоды большего наплыва граждан ставить большее число работников на прием и выдачу документов, в зависимости от конкретной ситуации.
Однако только этот момент оказался недостаточным. Еще в минувшем году, когда функцию государственной регистрации права на недвижимость и сделок с ее объектами исполняло учреждение юстиции, ныне упраздненное, прорабатывался вопрос об открытии сектора приема и выдачи документов на Левобережье: новые площади (новые «окна» приема документов) объективно увеличивали проходимость очереди за день. Да и само место приема приближалось к жителям этой части города. Как только регистрация права перешла к Главному управлению, эти направления в решении проблемы были им продолжены. В феврале 2005 года сектор на Левобережье был открыт. В головном здании, по ул. Орджоникизде,5б, также нашли возможность расширить площади для обустройства новых «окон» приема документов. И вот результат: если на 1 января 2005 года документы принимало 18 специалистов, то на 1 мая их на приеме было занято уже 34. Сейчас, проезжая или проходя мимо здания по ул. Оржоникидзе в Омске, вы не увидите тех толп, которые скапливались у его дверей, - первый этаж помещения вобрал всю очередь!
6. Уточнение проблемы
Казалось, проблема решена. Но не тут-то было. Уже майская очередь проявила стремление себя упорядочить внутри помещения - появились списки. Вот что по данному поводу говорит Светлана Александровна Кокуленко, начальник отдела приема и выдачи документов Главного управления:
- В нашем здании прием документов от граждан осуществляется в четырех кабинетах, расположенных в зале приема документов. Перед ними люди из одной очереди выстраиваются в четыре, скажем, у двух кабинетов по пять человек, еще у двух - по четыре человека. Но вызываются все они в тот или иной кабинет по монитору, установленному на видном месте. Посетителям уделяется различное время, и поэтому в одном кабинете документы могут приниматься быстрее, чем в другом. И начинается беготня из очереди в очередь. На экране высвечивается номер кабинета, в который должен войти заявитель в порядке очереди, а он по своей инициативе занял очередь в конкретный кабинет, при этом - другой. А бывает: номер кабинета высветился, и в него должен войти очередник, а входит тот, кто у дверей стоял первым. Может начаться и выяснение отношений на кулаках. Конечно, для такого случая предусмотрены охранники, следящие за общественным порядком. Не надо также забывать, что на дворе уже лето пора наплыва посетителей и отпусков. Очередь решает себя контролировать через общий список.
7. Очередь по списку: положительные и отрицательные моменты
Положительная сторона этого явления в следующем: если кого-то в кабинет не пускают первым - работники Главного управления в глазах людей крайними не бывают. Люди видят, что они спокойны, работают, что не могут принять всех из-за своей перегруженности, понимают это и не возмущаются. Во-вторых, человек, записавшийся с утра, скажем, 15-м, подсчитает, что на приеме окажется, допустим, в 3 часа дня. Он потратит это время с пользой для себя: сбегает на работу, сходит в магазин, в конце концов - пообедает. Пришел - граждане его пропустили.
Но есть и отрицательная сторона прохождения по списку. Бывает, что он ведется доброхотом-альтруистом, а бывает, что кто-то, организовав список, имеет в результате определенный доход с граждан: проводит своих людей на прием, торгует местом в очереди...
Тут мы прервем Светлану Александровну и сделаем небольшой экскурс в историю этого вопроса в Главном управлении.
8. Доход с граждан: экскурс в историю вопроса...
На первых порах, учреждение для упорядочения очереди (хотя могло этого и не делать!), выдавало гражданам талоны, в которых указывались адрес объекта недвижимости, фамилия собственника этого объекта и его порядковый номер. Все бы ничего, да только граждане стали талоны продавать, вбрасывать поддельные, чтобы только попасть на прием, а когда прошел слух, что кто-то из служащих имеет с этого какую-то мзду, такую практику, оправдывавшую себя до названной поры, пришлось прекратить. Сама очередь, точнее, нечестные люди в ней ее и загубили. К этому изначально положительному опыту уже не вернуться. Какой смысл провоцировать истерики и последующие безосновательные жалобы, что талоны придумали чиновники, чтобы на них, а, стало быть, на нужде граждан наживаться? Да и новый закон о государственной гражданской службе в Российской Федерации этого не позволит сделать, дабы не возникало и мысли о конфликте интересов, который может повлечь и увольнение государственного служащего, если он подрабатывает таким образом. В эту пору учреждение даже провело расследование по факту объявления в газете, которое гласило, что риэлтеры за определенную плату готовы провести граждан на регистрацию права без очереди. Оказалось, что здесь была нормальная коммерческая деятельность по подготовке документов к регистрации и их регистрация. Для граждан это действительно было без очереди, так как она занималась заранее. Но ведь людям; не имеющим возможности оплатить такую услугу, этого не объяснишь.
Продажа места - обычное явление в любой очереди. Кто-то вдруг соображает, что может продать свое место тому, кто желает пройти быстрее. А таких людей немало. Более того, они согласны платить официально как за быстрое попадание к специалисту на приеме, так и за ускоренную регистрацию права. Законодательством такие услуги не предусмотрены. А вот гражданину в очереди ничто не мешает взять сотню-другую (а может и больше) за место, которое он уступит желающему. Потом в очереди появляются специальные люди, занимающие место, чтобы его продать.
Случается нахлест очередей (вчера была одна, сегодня составляют новую или с утра составили один список, после обеда он странным образом затерялся стали составлять другой), и возникает мысль, что нахлест не случаен: кому-то выгодно составить новый список и расставить в нем своих людей, которые затем будут торговать местом. Как к этому относиться? И вот тут мы вернемся к монологу С.А. Кокуленко.
9. Возвращение к теме
- Здесь мы должны сказать об отрицательной стороне очереди. Мысль, что организация списков предполагает в итоге какой-то доход, возникает. Мы знаем нескольких бабушек, которые подрабатывают, продавая занятое место. Когда их узнаем - выпроваживаем, хотя и этого не обязаны делать. Но понять какую-то другую схему, в которой используются свои хитрости, я не могу. Особенно, когда стремятся провести своих знакомых и утверждают, что это делают по нашей указке.
Рассматривали мы эту деятельность и на предмет криминала. Пытались увидеть в такой подработке нарушение законодательства. И что же? Эта услуга, как вид предпринимательской деятельности, ни в каком перечне не указана: она возникает и исчезает стихийно, паразитируя на возникших обстоятельствах. Тем не менее, и тут есть свой спрос и свое предложение, то есть объективные предпосылки неожиданного заработка. Взыскать подоходный налог с него также практически невозможно. Вроде, есть два состава преступления, связанные с незаконной предпринимательской деятельностью и неуплатой налогов, но попробуйте сначала поймать за руку, а потом доказать. Да и сами деяния будут настолько малозначительными, что просто нет смысла возбуждать уголовное дело или хотя бы составлять административный протокол. И опять же, кто это будет делать? Наша охрана правомочна действовать лишь при нарушении общественного порядка. А тут - полный порядок, очередь идет по списку!
Полагаю, что на такую предприимчивость граждан нужно смотреть как на их свободное волеизъявление, ведь они добровольно передают друг другу собственные деньги, и обманутых среди них нет.
10. Что делать - знают!
И все же сама Светлана Александровна попавшихся бабушек из очереди выводит. Да и таблички о том, что документы принимаются в порядке живой очереди, то есть не предполагающей списков, на стенах не без указания руководства Главного управления прикреплены. Дух неразрешенного и, тем не менее, дозволительного предпринимательства, конечно, не желателен в стенах государственного учреждения. И опять вопрос: а что делать?
Оказывается, и на него есть ответ.
Первый опыт по ускорению проходимости граждан в очереди через увеличение «окон» приема документов в наиболее многолюдных частях города (открытие сектора на Левобережье) выявил не только положительные (о них сказано), но и отрицательные моменты.
Для граждан. Рядом с таким сектором обязательно должна быть сберкасса, куда уплачивается пошлина; пункт ксерокопирования документов, необходимых для регистрации права. Располагая секторы на окраинах города, где эти сопутствующие объекты поблизости не находятся, можно лишь усложнить реализацию прав граждан.
Для Главного управления. Нередко возникшую проблему при приеме документов сектором, работе с ними, нужно решить коллегиально, советуясь с руководством, находящимся по ул. Орджоникидзе, 56, а такой возможности нет. Общение через компьютерную сеть оставляет желать лучшего: техника работает медленно, сервер, который стоит очень дорого, выходит из строя. Есть еще и ошибки, допускаемые в работе специалистами, как правило, недавно принятыми (предыдущие увольняются из-за маленькой зарплаты). Ошибки требуют немедленного исправления, что не происходит, так как транспорт, через который решаются эти проблемы, забирает немало времени и к тому же требует дополнительных расходов.
Выход из ситуации: расположение таких секторов приема документов не на окраинах, а в центре города, неподалеку от названных сопутствующих объектов и основного корпуса Главного управления. Смысл понятен. Или же расширение площадей приема документов в самом главном корпусе, если, конечно, такие площади можно будет отыскать. Последний вариант наиболее экономный и по результату самый эффективный. Можно, конечно, арендовать помещение о каком-нибудь соседнем здании, а на перспективу - заняться строительством такого здания за счет своих средств. Ясно, что аренда и строительство - вопросы не местного порядка и в одночасье не решаются.
Ну и, конечно, необходимо разъяснять гражданам особенности труда государственного учреждения, чтобы люди знали, куда им надо идти, а куда не надо. Например, появилась в газете заметка о том, что учреждение юстиции прекратило свою деятельность, и теперь все документы необходимо перерегистрировать в Главном управлении. Люди пошли по ложному следу, так как никакой перерегистрации не нужно. Или другая заметка: вышел новый Жилищный кодекс России, теперь желтенькие свидетельства не действительны, действительны - синенькие... Граждане и этому верят...
11. Дана высокая оценка!
Несомненно, поставленные задачи начальником Главного управления -главным государственным регистратором Омской области В.М. Будылкой по дальнейшему устранению проблемных моментов, возникающих при сдаче документов на регистрацию права на недвижимость и сделок с ее объектами, и ускоренной проходимости граждан в очереди для реализации этого права, будут решены. И направления по их решению здесь обозначены.
Есть и ориентир, к чему стремиться: — Как-то один пенсионер, когда мы в начале этого года работали в нормальном режиме, — вспоминает С.А. Кокуленко, — мне высказал: «Дочка, что такое! Я тридцать пять минут в очереди просидел!» Я так и заулыбалась высокой оценке нашего труда! Ведь раньше люди в очереди у нас часами стояли. |