Только за один год Росрегистрациия «отловила» 17 фальшивых сделок с недвижимостью.
Есть структуры, которые так и хочется назвать находкой для журналиста: хранилища огромного количества информации, разнообразной, интересной, а главное, нужной как хлеб. Более всех, конечно же, нужной государству, которое следит за тем, какие у нас в стране работают предприятия, сколько в стране людей родилось, квартир куплено, оформлено дачных участков, построено домов… Список лучше не начинать, поскольку остановиться невозможно. Данные Томского управления Федеральной регистрационной службы - словно панорама области в цифрах. А отслеживает ее каждый день руководитель - Алексей Пронькин.
- Алексей Дмитриевич, ваш компьютер, наверное, бесценен. Нажал на кнопку, а там…
- Да, государство в перспективе все и планирует свести именно к нажатию одной кнопки. Задал имя гражданина и получил всю его «биографию» в цифрах: когда родился, женился, авто купил, квартиру, лодку моторную…
- О жилье, пожалуйста, поподробнее. Там, где регистрируют ипотеку, наверняка должны знать о квартирном буме не понаслышке.
- Не то слово! Я бы своим сотрудницам памятник поставил: девчонки уходят домой поздно с красными от усталости глазами… А куда деваться? Человек взваливает на себя груз на двадцать лет, надеется, что получит наконец заветные квадратные метры, а из-за наших проволочек он может не получить денег! У банков ведь все работает по срокам. Чтобы вписаться в эту систему, в управлении сокращен срок регистрации по жилищной ипотеке с 30 до 10 дней. А бум начался со второй половины 2006 года. В 2007-м он уверенно нарастал, а сегодня, в начале 2008-го - просто завал. Судите сами: в 2006 году жилищных ипотек было зарегистрировано около трех тысяч, а результат прошлого года – более шести тысяч! Прибавьте долевое строительство – сегодня покупатель должен обязательно зарегистрировать сделку на свою долю, а таковых по сравнению с 2006-м оказалось в три с половиной раза больше! И это тоже все нужно решить за 10 дней, ведь от того, насколько быстро мы проверим документы и внесем запись в реестр, зависит выполнение договорных обязательств между покупателем и строительной фирмой. Я уже не говорю о федеральных программах, например, о жилье для молодых семей. Бюджеты разного уровня сбрасывают «свободные» деньги в регионы в конце ноября, и все эти миллионы нужно успеть реализовать до конца года, иначе они вернутся назад…
- Если честно, срывы по ипотеке были?
- Что касается обыкновенных кредитов, где не был задействован бюджет, да. Но не по нашей вине. В тех случаях возникали спорные правовые вопросы, и если бы с клиентами хорошо поработали юристы, проблем бы не было. Управлению предлагали заняться консультациями в этой сфере, но мы категорически отказались. Такие услуги должны предоставлять своим потребителям банки, строительные фирмы. Почему я должен отрывать госслужащих от основной работы для того, чтобы коммерческие структуры зарабатывали на этом деньги? Я лучше за это время рассмотрю десяток лишних дел по регистрации либо приму у населения полсотни новых документов.
- В муниципалитете частенько сетуют на то, что в Росрегистрации долго фиксируют факт передачи бесхозных коммунальных сетей в собственность города. А перед отопительным сезоном ничейная труба, согласитесь, проблема из проблем…
- Ничего подобного, весь прошлый год мы работали с властью как часы! Подготовили график и ни разу его не сорвали. Но проблема действительно очень серьезная. В прошлом году через нас проходило 3500 бесхозных объектов, львиная доля которых – коммунальные. Когда объект брошен предприятием-банкротом, могут возникнуть самые непредвиденные вещи. Вдруг «воскреснет» хозяин, предъявив липовый протокол заседания акционеров якобы десятилетней давности и предъявит свои права на кусок трубы или кабеля. Начнет шантажировать власть, решив обрезать и забрать это свое имущество… У нас, слава богу, такого черного рейдерства нет. Но, признаюсь, именно этот обоюдный страх подгонял делать работу быстро. Свои обязательства по регистрации передачи собственности муниципалитету в 2007 году мы выполнили.
- А если завтра вам принесут поддельный протокол или доверенность, а вы возьмете да и приобщите к делу и зарегистрируете сделку?
- Пытаются. Когда доверенность выписывается в Якутии, а продавец и покупатель живут в Томске, это уже настораживает. За прошлый год было 17 фальшивок – почти в три раза больше, чем в 2006-м. Настораживает то, что начали подделывать уже не единичные бумаги, а целые пакеты документов. Подделывают даже наши свидетельства! К сожалению, мы не вправе проводить экспертизу. Вот вызывает сомнение документ. Явно что-то не так, например, подпись. То ли ручкой она сделана, то ли с помощью цветного ксерокса, а вкупе с другими бумагами вроде и докопаться не до чего. Нужна экспертиза, а полномочий нет. Отправляем в правоохранительные органы с обоснованием: мол, вызывает сомнения. Благо, у нас есть право приостановить регистрацию. Фальшивки на свет белый «вытаскивают» те же люди, которые занимаются своей привычной работой. Ведь когда специалисты работают с документами, перед ними в том числе стоит задача убеждаться, насколько это можно, в подлинности этих бумаг.
- Давайте вернемся к одной кнопке, вернее, одному окну. Сегодня, чтобы оформить, к примеру, земельный участок, нужно посетить несколько структур. Нельзя ли сделать этот процесс проще?
- Можно, но я бы назвал форму, к которой мы стремимся, и вовсе по-другому: принцип одной двери. Одно окно – система, при которой все разрешительные структуры пользуются одной базой данных и могут обмениваться информацией. Мы же не имеем права делиться своими данными, за исключением ситуаций, когда нужно ответить на вопрос по возбужденному уголовному делу. Поэтому лучшим вариантом стал бы следующий: все структуры, которые имеют дело с недвижимостью, собрать в одном здании. Нотариусы, юрисконсульты, адвокаты, Роснедвижимость, кадастровики, бюро технической инвентаризации, мы, банковская касса – все должны работать буквально в шаговой доступности друг от друга.
И я очень рад, что именно такой проект мы запускаем в Северске, спасибо местной администрации. Сегодня там есть база для единого центра работы с недвижимостью. Мы, то есть все заинтересованные структуры, просили здание, которое готовы отремонтировать и собрать всех, кто работает с населением, под одной крышей. Правда, протоколы, которые мы подписывали, планируя совместные действия, по тем или иным причинам не исполняются: свои обязательства выполнила только Росрегистрация. А если бы этот проект удалось осуществить в полном объеме, людям было бы легче: по недвижимости у нас самый большой поток населения.
- Алексей Дмитриевич, управление контролирует работу адвокатов и нотариусов. Даже не по себе становится, когда осознаешь, какая на ваших сотрудников ложится ответственность…
- В том-то все и дело, что сегодня у нас нежданно-негаданно возникла очень большая проблема: с 15 января правом совершать нотариальные действия могут наделяться муниципальные служащие. Вы представляете, насколько это серьезно для населения, не говоря уже об этих чиновниках? Возьмем, например, ту же доверенность. Мы знаем, что каждая на свой случай имеет свой шаблон. Но даже в типичных ситуациях часто бывают индивидуальные моменты, не учитывать которые нельзя. Бывает, что нужно просчитать ситуацию наперед, истребовать дополнительные документы и даже смотреть, кто кому родственник. Только удостоверившись в правильности действия, можно поставить свою подпись под документом.
Чтобы стать нотариусом, человек должен иметь высшее юридическое образование, пройти годичную стажировку у действующего нотариуса, сдать экзамен, получить лицензию - и только тогда он вправе совершать нотариальные действия. У муниципального служащего такой подготовки нет. А произвольный текст, неверные формулировки – это ловушка для того, кому выписывается доверенность, и того, кто ее выписывает. Ведь ошибки в данной сфере наказуемы, в том числе и уголовно.
- Пожалуй, мы не затронули и половины того, чем занимается ваша структура. Но все-таки сегодня в Росрегистрации подводят итоги года и всего периода работы.
- С тех пор как была основана наша структура, прошло три с половиной года. Разные были кривотолки в начале нашего пути, но, как говорится, упорство и труд все перетрут. Вначале даже как-то обидно было: ребята сутками работали, а нас критиковали со всех сторон. Правда, затем появились благодарности – от Думы Томской области, обладминистрации, избиркома… Сейчас в управлении уже начали работать на перспективу, а фронт работы все нарастает и нарастает. Поговаривают уже о регистрации автотранспорта, а затем и вообще всего, что можно обложить налогом. Так и вырисовывается имущественная история любого отдельно взятого человека. В общем, нажал на кнопку, и… |