ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА
Трибуна, Горячая линия, Москва, 02.10.2008 г.
Владимир ГОЛУТВИН
70 лет назад было подписано Мюнхенское соглашение, положившее начало самым драматическим событиям ХХ века. Этот сговор поставил советское руководство перед необходимостью подумать о собственной безопасности, и, в сущности, именно западные союзники в Мюнхене начали писать текст будущего договора Молотова — Риббентропа.
Служба внешней разведки Российской Федерации рассекретила недавно архивные материалы, раскрывающие политическую ситуацию в Европе до и после подписания Мюнхенского соглашения 30 сентября 1938 года. Как свидетельствуют документы разведки, политическому руководству СССР поступала подробная информация о подготовке встречи Невилла Чемберлена и Эдуарда Даладье с Адольфом Гитлером и Бенито Муссолини. В секретных донесениях содержался и прогноз последствий этого события для всего континента.
К моменту Мюнхенской встречи англо-французский нажим на Чехословакию по поводу отторжения части ее территории в пользу Германии достиг апогея. Так, в этот период в Москву стали поступать агентурные сообщения о том, что английский и французский послы в Праге склоняли президента Чехословакии к мысли о необходимости передачи Судетской области Германии. Кроме того, Праге предлагалось аннулировать пакты о взаимопомощи с другими странами. По сути, речь шла об уничтожении уже сложившихся элементов системы коллективного противодействия агрессору и создании условий для развязывания Гитлером Второй мировой войны. Причем западные политики делали это за спиной СССР, который имел договоры о взаимопомощи с Чехословакией и Францией.
Рассекреченные документы советской разведки, относящиеся к 1938 году, раскрывают детали переписки европейских посольств со своими внешнеполитическими ведомствами. В частности, британский посол в Варшаве телеграммой в Форин Оффис предупреждал, что в случае вторжения Германии в Чехословакию польское руководство пойдет на захват Тешинской области. Так оно впоследствии и случилось. Польша, заручившись поддержкой Гитлера, приняла участие в расчленении Чехословакии.
В свою очередь, финский посол в Лондоне докладывал, что если Гитлер двинет свои войска в Чехословакию, то Франция не рискнет оказать ей военную помощь. Как известно, Советский Союз был готов предоставить такую поддержку Чехословакии, но официальная Прага под давлением Лондона и Парижа так и не решилась обратиться к Москве с подобной просьбой. Мало того, уже в ноябре 1938 года дипломатические представительства ряда стран сообщали в свои ведомства, что Англия и Франция не будут препятствовать германской экспансии на Восток. Об этом советская разведка тоже информировала.
Из потока разведывательной информации, которая поступала в Кремль, следовало, что Мюнхенским соглашением умиротворить Гитлера не удалось, а уступки лишь разжигали его аппетит. Это и побуждало советское руководство искать пути обеспечения безопасности своей страны в реально складывавшихся внешнеполитических условиях.