О конкурсах, о грантах и ученых, которые их получают - Алфимов М.В., Минин В.А., Мирабян Л.М. Rambler's Top100
РФФИ        Российский фонд фундаментальных исследований - самоуправляемая государственная организация, основной целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки на конкурсной основе, без каких-либо ведомственных ограничений
 
На главную Контакты Карта сайта
Система Грант-Экспресс
WIN-1251
KOI8-R
English
Rambler's Top100
 

О КОНКУРСАХ, О ГРАНТАХ И УЧЕНЫХ, КОТОРЫЕ ИХ ПОЛУЧАЮТ - АЛФИМОВ М.В., МИНИН В.А., МИРАБЯН Л.М.

Известно, сколь напряженна жизнь научного сообщества нашей страны в последние годы. Однако наряду с многочисленными отрицательными факторами, воздействующими на российскую науку, именно в этот период законодательно и организационно оформились и получили развитие новые принципы поддержки научных исследований. В частности, важным и естественным элементом в организации исследований стало адресное, на конкурсной основе, финансирование инициативных научных проектов. Фактически за эти годы сформировалась новая система отношений, охватывающая все стороны жизни научного сообщества, способствующая его активной самоорганизации, стимулирующая постоянную творческую активность ученых. Основой этой системы являются конкурсы, проводимые научными фондами.

Конкурсный подход - естественный и эффективный способ отбирать лучшие идеи и талантливейших ученых, в том числе - среди молодежи; он способствует выявлению наиболее перспективных научных направлений и концентрации ученых именно на этих направлениях.

Примечательной особенностью конкурсной системы отношений "государство - научные фонды - ученые" является определяющая роль научного сообщества, поскольку в этом случае ученые выступают не только как авторы проектов, но и как эксперты, которые осуществляют отбор тематики и определяют уровень финансирования проектов.

Мы должны осознавать, что фонды не только осуществляют распределительную функцию. Они также воздействуют на структуру исследований (поскольку по результатам экспертизы отбираются и поддерживаются наиболее перспективные по тематике проекты), стабилизируют научные коллективы, выполняющие отобранные проекты, а через них - и организации, в которых эти коллективы работают. Заметим, что в лучших институтах, сотрудники которых завоевали достаточно много грантов РФФИ, именно в поддержке основной деятельности - научных исследований - роль адресного финансирования стала вполне сравнимой с ролью базового финансирования.

Не будет преувеличением сказать, что с научными фондами взаимодействует наиболее активная и продуктивная часть ученых. Ведь участие в конкурсе - дело сугубо добровольное, формально никак не лимитируется и зависит только от личной активности. К тому же в научном сообществе уже сформировалось представление об уровне требований Фонда к проекту, так что заявки подают, в основном, именно те активно действующие ученые, кто соизмерил свои достижения и потенциальные возможности с этими требованиями и счел, что его работа будет выглядеть достойно. После экспертного отбора примерно 25% из них становится победителями конкурса. Применительно к РФФИ ежегодно только по основному конкурсу "инициативные научные проекты" - это 40-50 тысяч ученых, из которых - 12-15 тысяч - участники новых проектов, 25-30 тысяч - участники переходящих.

Что представляет собой эта группа ученых? Как проявили себя в конкурсной жизни научные институты, в которых они работают?

Начнем с институтов. Всего в списке организаций, сотрудники которых участвовали в различных конкурсах РФФИ за все эти годы - более 3000 наименований. Заметим, что это - большая часть организаций, ведущих научные исследования (согласно официальной статистике, в нашей стране их всего - около 4000).

Ежегодно по итогам основного конкурса - инициативных исследовательских проектов - получают поддержку проекты из 900-1000 институтов.



Распределение институтов по числу полученных грантов - очень неоднородное (рис. 1.). Абсолютное большинство составляют организации, в которых число грантов (G) - не более 5. В то же время доля институтов, где выполняется, например, более 40 проектов РФФИ - всего около 6 %. "Контрольным пакетом" грантов (80 %) владеет компактная группа - 250 институтов из 950 (рис. 2.). В нее входят те организации, где G-больше 10 (рис. 3.).





Теперь - об ученых. В 1996 г. Фонд поддерживал 8545 исследовательских проектов, в выполнении которых участвовало более 41000 чел. (рис. 4.). Для предстоящего анализа это - весьма представительная выборка. Еще раз подчеркнем, что в рассматриваемый массив входят победители конкурсов 1994, 1995 и 1996 гг. - те ученые, которые осознали себя достойными участвовать в конкурсе и активно включились в конкурсный процесс, причем произведенный ими интеллектуальный продукт (проекты) получил признание экспертов, представляющих научное сообщество России.



Следует сразу же отметить, что для данной группы ученых (исполнителей и руководителей проектов РФФИ) распределение по возрастным категориям можно оценить как вполне удовлетворительное: до 30 лет - 16,4 %; 31-40 лет - 21,7 %; 41-50 лет -28 %; 51-60 лет - 21, 6 %; старше 60 лет -10 %. Некоторый "провал" в возрасте 51-55 лет объясняется тем, что это - относительно малочисленное "военное поколение" (рождения 1941-1946 гг.).

Основную "ударную силу" в определяющих возрастных категориях составляют старшие научные сотрудники и доценты (29 %), а также научные сотрудники (15 %) и заведующие кафедрами и отделами (13 %). Достаточно много аспирантов - более 2400. Число студентов - участников проектов РФФИ - 760, есть даже один руководитель проекта.

Вопреки расхожему мнению, доля тех, кого мы относим к категории "руководящие работники" (директорский корпус и т.д.), невелика- менее 3 %.

Академиков и членов-корреспондентов из пяти государственных академий (РАН, РАМН, РАСХН, РАО, РАХ)- 840, из них руководителями проектов являются 580. Как видим, доля этих категорий также невелика (напомним, всего участников проектов 41000, а число проектов - 8545).



Руководители проектов - это, в основном, ученые в возрасте старше 30 лет (рис. 5.); меньше всего их в возрасте 25-30 лет, больше всего - в интервалах 46-50 и 56-60 лет. Исполнители распределены более равномерно; максимум - в возрасте 45-50 лет.



Среди руководителей проектов (рис. 6.) преобладают старшие и ведущие научные сотрудники и доценты, зав. кафедрами и отделами и главные научные сотрудники. Среди исполнителей проектов - наиболее значительно участие старших научных сотрудников.

Теперь - о проблеме, которая в нашей литературе освещена еще хуже, чем другие демографические аспекты науки, хотя в окружающем мире ей уделяется все большее внимание. Это - вопрос о роли женщин в науке.



Участие женщин (рис. 7.) наиболее заметно в биологии (52%) и менее всего - в физике (14%) и математике (18%). В целом в проектах РФФИ 29% участников -женщины; среди исполнителей их-33%; среди руководителей -14 %.

Однако, если рассмотреть каждую категорию (мужчины-женщины) отдельно, то получим, что среди женщин руководители проектов составляют 10 %, а среди мужчин - 25 %. Обратим внимание, что эти цифры все-таки одного порядка, то есть возможности роста ученого до уровня руководителя проекта для мужчин и женщин различаются не очень сильно.



Соотношение по численности между мужчинами и женщинами - почти неизменно для всех возрастных категорий (рис. 8.), вплоть до пенсионного возраста. В должностных категориях женщины лучше всего представлены среди научных сотрудников, младших научных сотрудников и инженеров (рис. 9.).



Таковы демографические параметры тех научных коллективов, которые поддержаны Фондом. Завершая этот раздел, обратим внимание на следующие обстоятельства. Представленный материал - это обобщенное изложение имеющейся в Фонде информации; база данных РФФИ позволяет провести гораздо более тонкий и детальный анализ применительно к различным областям знаний, регионам, ведомствам и т.д., однако в рамках газетной публикации изложить эти сведения затруднительно. Следует подчеркнуть, что все изложенное относится только к некоторой части российской науки (в конце концов, 40 тыс. ученых - это всего лишь четвертая часть тех, кто участвовал в данном конкурсе РФФИ). В то же время нам хотелось бы, как это и положено в нормальном исследовании, сопоставить свои результаты с данными из других источников. Однако государственная статистика сегодня мало чем может нам помочь, так как предлагаемые в этих материалах индикаторы носят слишком общий характер: например, доступные нам данные государственной статистики чаще всего относятся не к фундаментальным исследованиям, а ко всей науке, включая прикладную; другой пример - используемое обычно деление по "ВАКовским" специальностям ничего не говорит о том, в какой именно области знаний работает данный ученый (скажем, кандидат физико-математических наук может работать в областях математики, физики, химии, геологии, экономики и т. п.).



География исследований, проводимых по грантам РФФИ, представлена на рис. 10. Это распределение - типичное и, по нашему мнению, вполне адекватно отражает структуру научного потенциала России в области фундаментальных исследований. В подтверждение этого приведем известный уже рис. 11, который демонстрирует высокое соответствие распределения по регионам грантов РФФИ (по конкурсам 1994, 1995 и 1996 гг.) и 158000 научных публикаций российских ученых, изданных в 1988-1993 гг. (здесь число работ, опубликованных в наиболее авторитетных изданиях, т. е. научный продукт, "произведенный" в регионе, используется как единственно доступный нам естественный и объективный индикатор научного потенциала региона; существенно, что упомянутые 158 тыс. публикаций относятся к периоду устойчивого развития нашей науки и сданы в печать еще до образования Фонда).



Кстати, читатель может сравнить (рис. 12) распределение по России грантов РФФИ и грантов, выделенных Фондом Сороса, где был использован несколько другой методологический подход к отбору проектов.



Таково поле науки, на котором работает Российский фонд фундаментальных исследований.

Каковы же результаты совместного труда 40 тысяч ученых в рамках поддержанных Фондом 8545 проектов? К концу 1996 г. по тематике этих проектов вышло в свет около 31000 научных публикаций и были приняты к печати еще 20000; к настоящему времени все они изданы. По каждой из этих публикаций в базе данных РФФИ имеется полная библиографическая справка и краткая аннотация. К концу 1998 г. массивы публикаций за 1996 и 1997 гг. будут тщательно проанализированы по различным аспектам (в частности, с учетом импакт-фактора изданий, в которых они опубликованы) и сопоставлены с каталогами Института научной информации США, в результате чего можно будет оценить вклад ученых, поддержанных Фондом, и значимость полученных ими результатов. Пока же следует отметить (рис. 13), что участники проектов РФФИ вполне успешно выполняют одно из основных требований Фонда, согласно которому все результаты должны быть опубликованы, в первую очередь - на русском языке (за год среднее число публикаций на грант составляет примерно 6). Кроме того, по всем учтенным видам публикаций велик процент работ, изданных на других языках, например, - на английском, что свидетельствует о достаточном признании результатов наших авторов за рубежом. Наконец, хотелось бы еще раз обратить внимание на факт, описанный ранее в "Вестнике РФФИ": в десяти ведущих журналах РАН (по различным областям знаний) статьи, подготовленные в рамках проектов РФФИ (со ссылкой на поддержку РФФИ), составляют в среднем 37% (разброс от 22% до 55%); кстати, в "Докладах Академии наук" этот показатель равен 36,5%. А ведь по плановому объему финансирования доля РФФИ - всего лишь 6% бюджета науки (а фактически - ежегодно менее 3%). Согласимся, что это - еще одно свидетельство эффективности адресного финансирования науки, реализуемого Фондом.



Здесь, кстати, следует заметить, что участники проектов РФФИ весьма разумно подходят к расходованию средств, полученных от Фонда. Например, в рамках инициативных проектов правилами Фонда разрешается тратить на оплату труда до 50% гранта, но фактически по этой статье в 1996 г. израсходовано значительно меньше средств (в среднем по Фонду 31%, а в биологических проектах 26%); в то же время на приобретение оборудования - 25% средств. Напомним, согласно правилам РФФИ, в 1996 г. структуру расходов по гранту определяли сами ученые.

Обратим внимание, что 40-50 тыс. участников проектов - это не "одни и те же лица", повторяющиеся из года в год. 40-50 тыс. участников - это, так сказать, некий "динамический параметр", характеризующий скорее ограниченность финансовых возможностей РФФИ, но не предельный потенциал научного сообщества России. На самом деле число проектов, которые достойны поддержки, - существенно (почти вдвое) больше, однако поддержать их все, сохранив достаточную величину гранта, мы не сможем: если всем проектам, которые имеют хотя бы одну положительную оценку, выделить грант, то величина его будет столь мала, что вся конкурсная деятельность может вообще потерять смысл. Но, тем не менее, экспертные советы, вынужденно соблюдая динамическое равновесие, уделяют внимание всем достойным новым научным коллективам. Например, в конкурсе 1997 г. среди руководителей заявок было 33% совершенно новых имен (т.е. тех, кто прежде не участвовал в конкурсах РФФИ), однако в списке победителей эти "совершенно новые" составили уже 58%.

Опыт прошедших шести лет показал, что активное участие в конкурсах - наиболее эффективный путь для самореализации ученого, независимо от его ранга, степени, должности и т.д. Мы убеждены, что это - совершенно естественный путь добиться поддержки, причем не только материальной, но, что не менее важно, и моральной: ведь именно на этом пути самым очевидным и непосредственным образом проявляется связь между результатом интеллектуального труда ученого и последующим признанием со стороны научного сообщества. Все изложенное в настоящей статье свидетельствует, что для Фонда единственным определяющим критерием является научный уровень проекта.

Мы надеемся, что представленный нами предварительный анализ результатов работы РФФИ за 1996г. год подтверждает сделанные ранее выводы о том, что конкурсная система отношений в науке действительно является формой, наиболее соответствующей специфике творческой деятельности.

Михаил Алфимов
академик, председатель РФФИ

Владимир Минин
начальник Отдела
методики и анализа РФФИ

Лев Мирабян
лавный специалист Отдела
методики и анализа РФФИ

   
Copyright © 1997-2007 РФФИ Дизайн и программирование: Intra-Center