Информационные потоки в РФФИ: новый подход к цитированию Rambler's Top100
РФФИ        Российский фонд фундаментальных исследований - самоуправляемая государственная организация, основной целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки на конкурсной основе, без каких-либо ведомственных ограничений
 
На главную Контакты Карта сайта
Система Грант-Экспресс
WIN-1251
KOI8-R
English
Rambler's Top100
 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В РФФИ: НОВЫЙ ПОДХОД К ЦИТИРОВАНИЮ

         Введение
         1. Охват научных журналов-первоисточников в материалах ISI и отражение в указателе SCI российской научной периодики
         2. Российские ученые и отражение их публикаций в SCI
         3. Российский аналог SCI для своего создания требует принципиально иного подхода
         4. База данных, содержащая информацию из отчетов по проектам РФФИ, - как информационная основа создания российского аналога SCI
         5. Сходство и различие в характере данных, поступающих в РФФИ и в Institute of Scientific Information
         6. Пути поступления данных в ISI и РФФИ
         7. Принципы отбора источников
         8. Списки пристатейной литературы: решение проблемы для РФФИ
         9. Возможности РФФИ
         10. Указатель цитирования - как реферативное издание и динамически обновляемый словник науки
         11. Проблемы идентификации
         12. Реализация: программное обеспечение, пользовательский интерфейс и предупреждение несанкционированного доступа
         13. Первые шаги
         Заключение
         Литература
         Ссылки

2. РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ И ОТРАЖЕНИЕ ИХ ПУБЛИКАЦИЙ В SCI

В этом разделе мы попытаемся оценить число российских ученых-авторов или соавторов тех публикаций, которые отражаются в SCI как публикации-источники, и соотнести это число с общим количеством российских ученых.

Для полной определенности уточним, что под публикациями-источниками мы понимаем "живые" (первичные) публикации, используемые непосредственно в качестве "сырья" для составления указателей цитирования.

От числа публикаций, в которых российские ученые выступают в роли авторов (в SCI ежегодно приводятся 20-23 тыс. таких публикаций), нам необходимо перейти к числу самих российских авторов (соавторов). При этом необходимо учитывать влияние ряда моментов, которые, как мы увидим, могут действовать и в противоположных друг другу направлениях.

Во-первых, у публикации может быть несколько авторов. По нашим данным среднее число авторов на одну журнальную статью (по массиву 27241 статей, опубликованных по проектам РФФИ) составляет 3,4. То есть соавторство, в данном случае, способствует увеличению числа российских ученых, представленных в SCI.

Во-вторых, необходимо учитывать и тот факт, что в качестве соавторов российских ученых все чаще выступают их зарубежные коллеги, причем прежде всего - в тех журналах, которые отражаются в SCI. Естественно, что это обстоятельство ведет к относительному уменьшению числа российских ученых, представленных в SCI.

В-третьих, один и тот же ученый в течение года может быть отражен в SCI в качестве автора нескольких статей, поэтому реальное число российских ученых, представленных в SCI, на самом деле меньше, чем суммарное количество российских авторов всех статей, указанных в SCI.

В-четвертых, в ISI поступивший номер журнала обрабатывается полностью. Это значит, что в числе указанных 20-23 тыс. публикаций с участием российских авторов присутствуют не только статьи, но и целый ряд других материалов, которые научными публикациями можно назвать далеко не всегда: редакционные материалы, библиография, персоналии и т.п., вплоть до некрологов. Многие из этих материалов снабжены подписями, каждая из которых при обработке рассматривается как фамилия автора публикации. Исключение такого рода материалов из общего числа публикаций также ведет к определенному уменьшению реального числа российских авторов, представленных в SCI.

Таким образом, точное определение числа российских ученых, представленных в SCI - не столь уж и простая задача. По крайней мере - если основываться на довольно ограниченных статистических данных, которыми мы располагаем в настоящий момент. Поэтому мы прибегнем к определению верхней (Nв) и нижней (Nн) оценки этого числа. Вначале уточним некоторую рабочую терминологию.

Число уникальных авторов/соавторов мы определяем как число ученых, публикации которых были отражены в качестве публикаций-источников в SCI за выбранный период времени. Причем при подсчете этого числа каждый ученый-автор учитывается только один раз, вне зависимости от того, автором/соавтором какого числа публикаций он является (далее, для краткости, вместо "автор/соавтор" мы будем писать просто - "автор").

Число неуникальных авторов. В данном случае, в отличие от числа уникальных авторов, ученый учитывается столько раз, сколько раз он был упомянут в различных публикациях (то есть обязательно является автором этих публикаций).

Расчет верхней (Nв) и нижней (Nв) оценок. Изложение всего хода расчета выходит за рамки настоящей статьи. Здесь мы ограничимся лишь указанием общих соображений, исходных и некоторых наиболее интересных, по нашему мнению, промежуточных данных, и приведем окончательные результаты расчета.

В 1999 году в SCI было отражено в качестве публикаций-источников 785214 публикаций из 3632 журналов.1 Общее число уникальных авторов - 1011318. Следовательно, среднее число уникальных авторов в расчете на одну публикацию - 1,28. Число включенных в SCI журнальных публикаций, авторами или соавторами которых были и российские ученые - 21891. Из этого числа - 3582 работы были опубликованы на русском языке, причем число неуникальных авторов этих русскоязычных публикаций - 11762, т.е. среднее число авторов в расчете на одну русскоязычную публикацию -3,28. Интересно отметить, что эта цифра очень близка к среднему числу авторов для журнальных статей, опубликованных по результатам проектов РФФИ - 3,4 (данные за 1997 год).

Основная масса журнальных публикаций-источников в SCI - это научные статьи. Однако, как мы уже отмечали выше, в результате того, что в ISI из очередного номера каждого журнала отбираются все без исключения материалы, в SCI в качестве публикаций-источников оказывается довольно значительное количество публикаций, которые, скорее всего, научными не являются. Доля таких материалов в SCI (в зависимости от строгости "критерия научности") - 7-15 %. Если мы возьмем нижнюю границу этого интервала, то учтенными окажутся 93 % материалов. В этом случае мы получим исходные данные для расчета верхней оценки числа уникальных российских авторов, отраженных в SCI (количество публикаций с участием русскоязычных авторов будет равно 21891 ґ 0,93 = 20359). И напротив, если взять верхнюю границу указанного интервала, то мы получим исходные данные для расчета нижней оценки интервала (количество публикаций с участием русскоязычных авторов будет равно 21891 ґ 0,85 = 18607).

Здесь необходимо сделать одно уточнение. Число уникальных (неповторяющихся) авторов указанных ранее 3582 русскоязычных публикаций - 8443. То есть среднее число уникальных авторов в расчете на одну такую публикацию - 2,36 (заметим, что это в 1,84 раза больше, чем для SCI в целом). При расчете верхней границы бы будем считать, что число 2,36 соответствует всему множеству рассматриваемых публикаций. При расчете же нижней границы мы будем подходить дифференцировано, справедливо полагая, что число 2,36 соответствует только 16,4 % от общего массива публикаций. Для остального же массива (83,6 %) мы будем полагать, что число уникальных авторов в расчете на одну публикацию составляет 1,28, т.е. равно среднему значению, взятому по всему годовому массиву публикаций SCI.

Аналогично мы будем поступать и рассматривая долю участия российских и зарубежных авторов в каждой из совместных публикаций. Для случая верхней границы мы будем полагать, что в каждой такой публикации участвует только один зарубежный автор (все остальные - отечественные), а для случая нижней границы, напротив, будем исходить из того, что в каждой совместной публикации присутствует только один российский автор (все остальные - зарубежные).

По данным работы [11] в 1997 г. в SCI доля совместных публикаций российских и зарубежных ученых (от общего числа тех публикаций в SCI, авторами которых являются российские ученые) составила 24,8 %.

Используя все эти данные и исходя из принятых допущений после ряда расчетов мы получим следующие значения: Nв =42999; Nн=22271.

Исходя из этого, можно считать, что найти себя в SCI могут, в качестве авторов или соавторов публикаций-источников, не более 25-35 тысяч наших коллег-соотечественников.

В действительности число активно действующих ученых-исследователей в России много больше. Например, только в поддержанных Фондом проектах в каждом текущем году участвуют 40-50 тыс. российских исследователей. Кроме того, в том же году Фонд получает около 10 тыс. новых заявок с общим числом участников - до 50 тыс. Нужно также учитывать, что зона воздействия РФФИ гораздо шире. Например, в 1997 году число уникальных (т.е. за вычетом повторов) авторов научных работ, опубликованных по результатам проектов РФФИ, составляет отнюдь не 40-45 тыс. участников проектов РФФИ, а 50-55 тысяч - за счет привлеченных соавторов, которые участниками проектов не являются.

Таким образом, число ученых, в той или иной форме связанных с РФФИ, ежегодно составляет заведомо не менее 80-100 тыс. человек. Подчеркиваем - только взаимодействующих с РФФИ, тогда как общее число российских исследователей значительно больше. Например, в графе "Исследователи" таблицы 3.1. "Персонал, занятый исследованиями и разработками" статистического сборника "Наука в России в цифрах: 2000 [12, с.28] приводятся следующие цифры. В 1997 году - 455 тыс. ученых-исследователей, в 1998 - 417 тыс., в 1999 - 420 тыс., а в указателе SCI упоминается, как мы только что оценили, не более 25-35 тысяч. То есть работы (не ссылки на работы, а сами работы) 80-90 % ученых России не находят своего отражения в качестве публикаций-источников SCI. Другими словами, каждые 8-9 из 10 российских ученых не имеют сегодня современного инструмента для поиска ссылающихся на них работ и/или коллег и, следовательно, лишены важного средства для оценки качества своей научной продукции, для определения своего места и вклада в науку (или отсутствия такового).

Следовательно, можно констатировать, что с точки зрения как охвата российских журналов, так и отражения российских публикаций и их авторов, SCI ISI в роли библиографического зеркала российской науки оказывается недостаточным.

   
Copyright © 1997-2007 РФФИ Дизайн и программирование: Intra-Center