Сетевая экономика в виртуальном пространстве Rambler's Top100
РФФИ        Российский фонд фундаментальных исследований - самоуправляемая государственная организация, основной целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки на конкурсной основе, без каких-либо ведомственных ограничений
 
На главную Контакты Карта сайта
Система Грант-Экспресс
WIN-1251
KOI8-R
English
Rambler's Top100
 

СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

         Среда для взаимодействий в обществе
         Рынок и иерархия в современной экономике
         Структура взаимодействий в виртуальном пространстве
         Литература
         Ссылки

СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В виртуальном пространстве, являющемся базовой средой для функционирования сетевой экономики, взаимодействия между людьми осуществляются следующим образом: 1) через распространение по пространству информационных потоков; 2) в виде сбора и обработки поступающей информации; и 3) через прямой информационный обмен между участниками экономики. Все эти процессы осуществляются с помощью коммуникационных и информационных технологий, которые являются техническими средствами взаимодействий. Носителями взаимодействий являются информационные потоки, распространяющиеся в информационной среде экономической системы.

Информационные потоки распространяются по экономической системе с некоторой конечной скоростью. Верхний предел этой скорости зависит от текущего уровня развития коммуникационных и информационных технологий. И хотя каждая заданная пара агентов может быть соединена самыми быстрыми из существующих каналами обмена информации, обеспечить такие условия для всех агентов экономической системы одновременно практически невозможно. Таким образом, с точки зрения отдельно взятого агента всегда будут существовать группы агентов, с которыми у него есть возможность быстрого обмена информацией, а также другие группы, с которыми такой возможности нет.

Следует принять во внимание, что в экономической системе существует постоянный поток стохастических, в общем случае не предсказуемых агентами изменений ее состояния. В нашем случае это приводит к тому, что распространяющиеся по системе информационные потоки постепенно теряют свою адекватность текущему состоянию системы и поэтому обесцениваются. Обычная ситуация: когда отправленная агентом-источником информация на пути к получателю уже не может быть откорректирована отправителем. За время, которое информация идет до получателя, в экономической системе могут происходить изменения, приводящие к утрате актуальности содержимого информации.

Таким образом, такой показатель, как интенсивность потока стохастических изменений в экономической системе при неизменной скорости распространения информации определяет максимально возможную длительность распространения информации, превышение которой означает утрату актуальности данной информации. Нужно учесть, что полноценное взаимодействие агентов должно предполагать взаимный обмен информацией между ними (агент-получатель информации формирует и возвращает агенту-источнику свою реакцию на получаемый от последнего информационный поток). Следовательно, во временной интервал максимально возможной длительности должно также уложиться получение агентом-источником обратной реакции на свой информационный поток.

Учет процесса обесценивания содержания информационных потоков за время их распространения по экономической системе в упомянутой выше абстрактно математической картине информационного пространства позволяет определить, что пространство системы поделено на зоны сильных, средних и слабых взаимодействий между агентами системы.

Для наглядности дальнейших рассуждений, введем понятие "наблюдатель", которым может быть любой заданный агент экономической системы, расположенный в некоторой точке ее информационного пространства. Это позволит нам определить различие возможных взаимодействий каждого отдельно взятого агента системы (наблюдателя) со всеми остальными агентами системы. (Мы используем понятие "наблюдатель" примерно так же, как это делается в физической теории относительности). Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемую ниже дифференциацию подмножеств агентов, принадлежащих определенным зонам информационного пространства, следует понимать как явление сугубо относительное для выбранного наблюдателя. Одна и та же часть экономической системы может быть зоной разных видов взаимодействий в зависимости от того, какой агент взят на рассмотрение.

Итак, если наблюдатель расположен в некоторой точке информационного пространства, то его взаимодействия с остальными агентами системы можно разделить на "сильные", "средние" и "слабые".

Зону информационного пространства вблизи наблюдателя можно считать зоной сильных взаимодействий, если информационный обмен наблюдателя с самыми удаленными агентами этой зоны (находящимися на ее границе) занимает время, не превышающее длительности периода, в течение которого происходит существенное изменение состояния системы. Пусть граница этой зоны отстоит от точки расположения наблюдателя на длину радиуса Ro. Таким образом, сильные взаимодействия возможны между близко расположенными агентами, имеющими возможность для обмена информацией в так называемом оперативном режиме, при этом подмножество этих агентов расположено внутри зоны с радиусом Ro.

Среди агентов, расположенных от наблюдателя на большем расстоянии, чем радиус Ro, есть подмножество, для которого обмен информацией с наблюдателем может реализовывать их взаимодействия, если информационные потоки от агента-источника не предполагают существенной обратной связи от агента-получателя информации. Этот случай характеризуется преимущественно односторонними потоками информации, что позволяет расширить количество агентов (по сравнению с группой "сильных взаимодействий"), с которыми наблюдатель может взаимодействовать, но при этом приходится жертвовать обратными реакциями на получаемые сигналы. Будем считать, что данная группа агентов находится в зоне средних взаимодействий по отношению к наблюдателю. Дальняя граница этой зоны равна временному интервалу прямого хода информационных потоков до точки, в которой информация уже существенно теряет свою актуальность. Будем считать, что эта граница удалена от местоположения наблюдателя на радиус Re. Если предположить постоянство скоростей прямого и обратного ходя информационных потоков, то радиус Re должен быть примерно в два раза больше радиуса Ro.

Все те, кто не вошел в предыдущие группы и, следовательно, расположен по отношению к наблюдателю на расстоянии, большем радиуса Re, находятся в зоне слабых взаимодействий с наблюдателем. Никто из этой - третьей - группы агентов не может иметь обмена информацией с наблюдателем в так называемом режиме реального времени. За то время, которое требуется для прохождения информационных потоков от наблюдателя к любой точке в зоне слабых взаимодействий, содержание информационных потоков перестает соответствовать текущему состоянию экономической системы в силу накопившихся за это время непредвиденных изменений. Поэтому получаемые информационные потоки в этом случае не могут служить основой для полноценных взаимодействий, хотя существуют ситуации, когда даже при таких условиях существуют определенные виды взаимодействия.

Итак, в силу технических ограничений на скорость распространения информации в стохастической среде взаимодействия между участниками экономики имеют некоторую пространственную структуру, которая в первом приближении охарактеризована нами как зоны сильных, средних и слабых взаимодействий. Интенсивность взаимодействий в каждой из данных зон, естественно, может варьировать от нуля до верхнего предела, возможного для данной зоны. Таким образом, в зоне сильных взаимодействий (по принципу вложенности зон) фактически могут быть реализованы все другие интенсивности. В зоне средних взаимодействий могут быть реализованы все интенсивности за исключением "сильной" и т.д.

Между выделенными тремя уровнями интенсивности взаимодействий легко могут быть проведены аналогии с основными видами институциональных структур. Сильные взаимодействия характерны для малых групп (персонифицированные связи без контроля), участники которых могут обмениваться информацией в реальном времени. Средние взаимодействия, имеющие преимущественно односторонний характер, характерны для иерархических структур (персонифицированные и неперсонифицированные связи с контролем), в которых информационные потоки идут главным образом от руководителей к исполнителям. Слабые взаимодействия (неперсонифицированные связи без контроля) соответствуют рыночным взаимодействиям.

Прогресс в коммуникационных и информационных технологиях приводит к увеличению скорости распространения информации по пространству системы. Если этот рост не компенсируется одновременным усилением интенсивности стохастических изменений в системе, то границы зон должны расширяться (т.к. происходит увеличение длины радиусов Ro и Re). Одно из последствий этого процесса - частичное вытеснение одних институциональных структур другими в обслуживании взаимодействий в определенных частях экономической системы. Так, например, некоторые взаимодействия ранее обслуживаемые рыночной формой, переходят к иерархическому виду, некоторые иерархические взаимодействия приобретают черты малой группы. Подтверждением этому служат приведенные в предыдущем разделе примеры видоизменения рынка и иерархии в современной экономике. Выше отмечалось, что в сетевой экономике рыночные отношения приобретают вид "долгосрочного сотрудничества между продавцами и покупателями", что уже может быть началом возникновения иерархической структуры. В иерархии, в свою очередь, отмечается появление "духа доброй воли", "приоритета сотрудничества" и "морального сообщества", что всегда прежде считалось атрибутом малой группы.

Перейдем к вопросу о месте каждой из основных институциональных форм в общем пространстве экономической системы.

Д. Подольны и К. Пейдж [7] осовременили знаменитый полемический вопрос Р. Коуза из его классической работы "Природа фирмы"4, который теперь звучит так: "если сетевая форма управления может давать лучшее обучение, расширенную легитимность и престиж, лучший контроль над внешней средой, и лучшие экономические результаты, то почему сохраняются рынки и иерархические структуры" (см. [7], стр. 8). Следовательно, через полвека после того, как Р. Коуз привлек внимание исследователей к вопросу о взаимоотношении рынка и фирмы, возникла похожая ситуация, центром которой на этот раз стал вопрос о месте сетевой формы управления.

С точки зрения нашей гипотезы по поводу зависимости работоспособности различных институциональных форм от существующих ограничений на обмен информацией, ответ на данный вопрос может быть таким: институциональная форма для малой группы - наиболее эффективна для обслуживания взаимодействий на коротких расстояниях; иерархическая форма - средних; а рыночная - длинных и сверхдлинных. Все вместе, они обеспечивают обслуживание взаимодействий участников экономики, распределенных по всему ее пространству.

   
Copyright © 1997-2007 РФФИ Дизайн и программирование: Intra-Center