Сетевая экономика в виртуальном пространстве Rambler's Top100
РФФИ        Российский фонд фундаментальных исследований - самоуправляемая государственная организация, основной целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки на конкурсной основе, без каких-либо ведомственных ограничений
 
На главную Контакты Карта сайта
Система Грант-Экспресс
WIN-1251
KOI8-R
English
Rambler's Top100
 

СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

         Среда для взаимодействий в обществе
         Рынок и иерархия в современной экономике
         Структура взаимодействий в виртуальном пространстве
         Литература
         Ссылки

СРЕДА ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ОБЩЕСТВЕ

С.И. Паринов, к.э.н.
Институт экономики и ОПП СО РАН, Новосибирск

Можно считать, что община (или малая группа), в которой все участники могут иметь прямой визуальный контакт друг с другом, является изначально заданной средой взаимодействия людей. Взаимодействия в любых других границах, выходящие за рамки малой группы, уже опосредуются искусственной средой, которая создается самими людьми в процессе исторического развития общества.

Развитие средств коммуникации в настоящее время проходит как процесс модернизации двух различных типов технологий: 1) совершенствование средств географического перемещения людей для персонифицированных контактов и взаимодействий (в первую очередь развитие транспортных систем и соответствующей инфраструктуры); 2) развитие так называемых, виртуальных контактов, виртуального перемещения и присутствия в нужных точках экономического пространства. Второй тип технологий в современный период базируется на таких электронных средствах коммуникации, как телефон, факс, Интернет и т.п. Широкое применение этих принципиально различных технологий для коммуникаций в современном обществе формирует как бы два параллельных пространства (среды) для взаимодействий людей. В сложившейся терминологии первое будем называть "реальным" пространством для взаимодействий, второе - "виртуальным"1. Поскольку свойства этих пространств существенно различны, то и содержание институтов, которые обслуживают взаимодействия в них, также должно различаться.

Череда технических инноваций в средствах коммуникаций и обмена информацией постепенно меняла экономическую среду, расширяя границы возможных взаимодействий. Для того, чтобы эти новые возможности были задействованы, требовалось конструирование новых или модификация существующих институтов для регламентирования взаимодействия людей в этих новых границах. Описывая историю этого процесса, Дуглас Норт приводит следующую временную цепочку конструирования людьми трех основных форм институтов (Д. Норт, 1997, с.54);

  1. персонифицированная форма без контроля и принуждения - господствует на протяжении большей части экономической истории в небольших экономических и торговых общностях, обслуживает мелкое производство и местную торговлю, транзакционные издержки не велики, но трансформационные - большие, т.к. специализация и разделение труда находятся в зачаточном состоянии;
  2. неперсонифицированная форма без контроля и принуждения (рынок) - развитие предыдущей формы для обслуживания партнеров, разделенных большими расстояниями и культурными различиями, позволила расширить рынок и реализовать выгоды от более сложного производства и обмена, выходящего за пределы небольших географических единиц;
  3. неперсонифицированная форма с контролем, осуществляемым третьей стороной (иерархия) - необходима для успеха современной экономической системы со сложными контрактными отношениями.

Как уже упоминалось выше, развитие системы дорог и судоходства (первый тип коммуникационных технологий) в средние века создало технические возможности для расширения среды взаимодействия людей. Для извлечения выгоды из этих новых возможностей и возникла необходимость в институциональной инновации. Это было реализовано в виде второй формы из списка Д. Норта, что означало становление глобального рынка на Евроазиатском континенте.

В 20-м веке произошел следующий рывок в технологическом развитии средств передвижения, а также появились технические достижения в развитии коммуникационных технологий второго типа (электронные средства обмена информацией). В результате произошло очередное значительное расширение границ как реальных, так и виртуальных взаимодействий людей, что потребовало дальнейшего развития институтов. Наиболее заметным результатом институциональных инноваций в этот период стало появление и массовое применение новой индустриальной (или иерархической) формы, которая упоминается в списке Д. Норта под номером три.

Пропорции, в которых люди в данный исторический период используют разные пространства для своих взаимодействий и популярность определенных форм этих взаимодействий, зависит от соотношения текущих уровней транзакционных издержек, которые связаны с взаимодействиями. Однако есть и другой фактор, влияющий на популярность использования определенных институтов. Так, например, "ввод в действие" второй, а затем и третьей институциональных форм на фоне уже действующих предшественников, естественно, требовал от общества дополнительных транзакционных издержек. Однако история длительного успешного применения всех этих форм показывает, что расходы на институциональные инновации окупались за счет выгоды от расширения общественного разделения труда и углубления специализации участников экономики (рост затрат на транзакции компенсировался снижением трансформационных издержек в новой системе разделения труда).

Если общая картина выгоды общества от взаимодействий в более широких масштабах и с большим количеством участников (выгода образуется за счет большего снижения трансформационных издержек по сравнению с ростом транзакционных) не вызывает сомнения, то взаимовлияние различных форм институтов друг на друга не совсем ясно. Казалось бы, развитие электронных средств коммуникаций должно стимулировать расширение размеров иерархий (фирм), "однако, в соответствии с выводами Коуза, технический прогресс может привести и к сокращению размеров фирм, в случае, если издержки использования механизма цен снижаются в большей степени, чем издержки транзакций в рамках организации"2.

Массовое распространение глобальных Интернет-технологий в конце 20-го века существенно усилило позиции виртуального пространства в обслуживании взаимодействия людей (данная среда по нашему мнению соответствует "сетевой экономике"). Во-первых, происходит расширение границ возможных взаимодействий и, следовательно, это открывает новые возможности для извлечения выгоды от углубления специализации и разделения труда. Во-вторых, в виртуальном Интернет-пространстве есть возможности радикального снижения транзакционных издержек, т.к. затраты на использования Интернет-технологий уже сейчас относительно невелики и продолжают снижаться.

   
Copyright © 1997-2007 РФФИ Дизайн и программирование: Intra-Center