РФФИ: практика эволюции Rambler's Top100
РФФИ        Российский фонд фундаментальных исследований - самоуправляемая государственная организация, основной целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки на конкурсной основе, без каких-либо ведомственных ограничений
 
На главную Контакты Карта сайта
Система Грант-Экспресс
WIN-1251
KOI8-R
English
Rambler's Top100
 

РФФИ: ПРАКТИКА ЭВОЛЮЦИИ

Опять ходят слухи. И опять неприятные. На этот раз - про "чрезвычайно острую дискуссию" на заседании Совета Российского фонда фундаментальных исследований. Повод самый банальный - задержки с выплатами грантов. Но суть конфликта якобы в другом: какие-то там внутренние противоречия, причем очень серьезные. Насколько эти разговоры соответствуют действительности? Как на самом деле живет и работает сегодня Фонд? Что ожидает в ближайшее время грантодержателей? На эти и другие вопросы корреспондента "Поиска" отвечает председатель РФФИ академик Михаил АЛФИМОВ

- Михаил Владимирович, начнем с самого больного. За все первое полугодие исполнителям инициативных проектов РФФИ было направлено менее 16 процентов от годового бюджета. К тому же деньги поступали с большими опозданиями. Объясните, пожалуйста, почему.






- Давайте посмотрим на диаграмму (см. рисунок). Самый высокий столбик (крайний слева) - это деньги, причитавшиеся РФФИ по Закону о бюджете. Весной правительство урезало общую сумму, определив годовой лимит, который сначала называли гарантированным, а теперь - предельным. При этом Минфин обещал соблюдать им же установленный поквартальный график финансирования. В первом квартале средств выделили очень мало, но в точном соответствии с обещанным. А вот во втором план был сорван - вместо 138 миллионов рублей мы получили только 103. Итого за шесть месяцев - 161,6 миллиона. Из них менее одной десятой зарезервировано на экспертизу и обеспечение деятельности РФФИ в течение года, а все остальное перечислено грантодержателям. Перевод средств из центрального казначейства в территориальные завершен 17 июля.

По утвержденному графику, самым благополучным для РФФИ должен стать текущий, третий, квартал. К сожалению, уверенности в том, что Минфин вновь не нарушит своих обещаний, у нас нет. И все же во втором полугодии мы рассчитываем на значительное увеличение финансирования.

Теперь о задержках с выплатами грантов. Вместе с предельными лимитами правительство ввело еще одно новшество - финансирование бюджетников через казначейства. Раньше как было? Средства РФФИ поступали на наш счет в Центробанке, мы готовили платежные документы, и через пять - семь дней деньги уходили грантодержателям. Сейчас все по-другому. Минфин сообщает: ваш лимит на этот месяц такой-то. Мы оформляем реестры на перечисление и отвозим их в казначейство. Но это не значит, что сразу начнется финансирование. Лимиты - еще не деньги. Перечисление средств происходит только тогда, когда у Минфина появляются для этого реальные рубли. Например, наши майские реестры пролежали без движения в казначействе полтора месяца. С июньскими деньгами получилось побыстрее - за две недели.

Что интересно: майские перечисления по грантам были обеспечены "живыми" деньгами в ЦБ, но мы были вынуждены сначала перевести эти средства в казначейство. Перевели, но денежки тут же куда-то ушли. А нас поставили в очередь.

Естественно, переход на новую систему финансирования был связан и с другими, чисто техническими сложностями. Потребовалось время, чтобы автоматизировать процесс подготовки необходимых для новой процедуры документов. Сегодня мы полностью готовы к работе в нормальном, привычном режиме. Особо хочу подчеркнуть: прозвучавшие в последние недели обвинения в том, что сотрудники Фонда не успевают оформлять реестры, безосновательны. Трудно найти аппарат, работающий так четко и слаженно.

- До нас дошли сведения, что за "денежными" упреками кроются более серьезные претензии к руководителям Фонда. Как бы вы это прокомментировали?

- Вот передо мной проект документа, который сейчас активно обсуждается и внутри Фонда, и вне его. Это - концепция развития РФФИ в ближайшие годы. Один из важных вопросов - развитие экспертной системы РФФИ, включая обязательную ротацию кадров. Это касается начальников конкурсных отделов, председателей и членов экспертных советов по направлениям. Моя позиция по этому вопросу достаточно жесткая: без ротации мы обрекаем Фонд на застой. Люди должны меняться. Понятно, что такой подход не всем нравится. Начинается противодействие, хотя пункт о ротации есть и в правительственном решении. Мне уже не раз приходилось слышать от разных уважаемых ученых, что тот или другой работник Фонда просто незаменим. Но я считаю иначе. Успех любого дела зависит как от его организации, так и от персональных достоинств или недостатков сотрудников. Конечно, опыт - вещь полезная, но всему должна быть мера. Результаты проверок, проводимых нашим аудиторским отделом, ясно показывают: новички справляются со своими обязанностями не хуже, а зачастую и гораздо лучше, чем "ветераны". Что касается разговоров о притеснении "старой гвардии", то я к ним отношусь спокойно. Недовольные всегда были, есть и будут.

- Сам факт возникновения проекта концепции развития РФФИ подталкивает к мысли, что Фонд находится на пороге больших перемен. Грядет революция?

- Ни в коем случае. Вообще я - убежденный сторонник эволюционного развития. Другой вопрос, что за шесть лет существования РФФИ много перемен уже произошло, и это требует осмысления. Работая над концепцией, мы пытаемся проанализировать и достижения, и промахи, сделать выводы на будущее.

Вспомните: в самом начале РФФИ был исключительно распределительной организацией. Получили заявки, отобрали лучшие проекты и раздали деньги. Все. Но постепенно возникало новое качество, появлялись новые возможности. И сейчас на них есть спрос. Скажем, к нашей экспертной системе обращаются не только похожие на РФФИ фонды, но и многие другие организации, в том числе - зарубежные. Мы располагаем уникальной базой данных, которая позволяет в считанные часы выяснить, кто и где в России работает над той или иной научной проблемой, и какие суммы были выделены по каждому гранту в текущем и прошедших годах. Ежегодно Фонд получает около трех тысяч отчетов, некоторые из которых вполне годятся для практического использования.

Недавно мы провели такой эксперимент. Взяли 30 отчетов из Черноголовки, и специальная комиссия вместе с авторами отобрала наиболее перспективные. В итоге по 15 отчетам были подготовлены конкретные технические предложения. Для меня совершенно ясно, что результаты поддержанных РФФИ исследований не должны пылиться на полках. Необходимо их анализировать, если хотите, перелопачивать, выбирая все то полезное, что можно предложить обществу.

- Извините, Михаил Владимирович, но если так ставить вопрос, недолго и до отхода от фундаментальной науки в сторону прикладной...

- Не согласен. На этапе отбора проектов их технологические перспективы вообще не учитываются, и это правильно. Главный критерий - научное качество проекта. Когда же работа завершена и подготовлен отчет, его просто необходимо оценить с точки зрения практики. Не утверждаю, что это должен делать именно Фонд. Но кто-то должен.

- В ноябре состоится очередное заседание Совета Фонда. По слухам, крайне важное. Ревизионная комиссия РФФИ под председательством академика Виталия Гольданского работает в расширенном составе. Каковы ее основные задачи?

- Комиссии поручено подготовить рекомендации по совершенствованию деятельности Фонда, включая структуру конкурсов, систему выплаты грантов и экспертизы.

- Но это поручение было дано Советом Фонда еще до того, как стало известно о приятном для грантодержателей решении Минфина. Теперь в реестрах будет указываться только одна статья расходов. Что это означает для руководителей проектов?

- Объясняю. В первом полугодии им, вопреки правилам РФФИ, запрещалось "перекидывать" деньги с одной статьи на другую. Очень часто это мешало рациональному расходованию средств, связывало научным коллективам руки. Например, в текущем месяце планировалась командировка и закупка реактивов. А поступившие деньги по каждой статье слишком малы. Сложить их вместе и потратить на что-нибудь одно не позволяет казначейство.

И мы, и Академия наук долго добивались пересмотра этих условий. К счастью, Минфин уступил. Начиная с июльских лимитов, можно будет расходовать средства по грантам, ориентируясь только на утвержденные РФФИ сметы.

- Известно, что РФФИ наряду со своей основной деятельностью осуществляет финансирование проектов по программе "Научные школы". Как обстоят дела здесь?

- В соответствии с Законом о бюджете Минфин направляет средства этой программы непосредственно в Министерство науки и технологий. Задача РФФИ, получив средства из Миннауки, в соответствии с указаниями Совета программы, осуществлять перевод денег в конкретные организации. За прошедшие полгода в адрес РФФИ поступило из Миннауки 9204,7 тысячи рублей, которые и были переведены через казначейскую систему. Отмечу, что в соответствии с указанием председателя Совета программы средства переводились по двум статьям - заработная плата с начислениями (41,6%); услуги сторонних организаций (58,4%).

- Вы упомянули о возможных изменениях в структуре конкурсов и экспертной системе РФФИ. Жаль, что невозможно охватить все эти темы в одном интервью. Если не возражаете, поговорим о них отдельно в сентябре-октябре.

- Договорились.

Беседу вел Дмитрий МЫСЯКОВ

   
Copyright © 1997-2007 РФФИ Дизайн и программирование: Intra-Center