Готовы ли граждане владеть оружием? Этим вопросом задаются сотрудники милиции, расследуя очередное преступление с применением оружия самообороны.
Да, оружие самообороны очень заметно уравнивает шансы, создает реальную и непосредственную опасность для нападающего. Не разбитый нос и не резь в глазах от газа - а смерть на месте, прямо сейчас. Изнасилование или разбойное нападение уже не так заманчиво. Оружие самообороны дает радикальное преимущество даже слабому. Однако, как и двенадцать лет назад, когда готовился закон «Об оружии», сейчас главным остается вопрос: существует ли зависимость между количеством оружия и насильственными преступлениями с применением такового, ведь в последнее время в милицейских сводках оружие, которое приобретают граждане на законных основаниях, фигурирует все чаще и чаще.
Совсем свежий пример. Двое жителей Шебекино, возмущенные тем, что администратор одного из ночных клубов Белгорода отказал им в возможности повеселиться, открыли стрельбу из пистолета «Оса». Администратор получил телесные повреждения.
В марте в Валуйском районе произошла история, напоминающая голливудский боевик. Поссорившись, два владельца оружия открыли стрельбу друг по другу. Один стрелял из охотничьего гладкоствольного карабина, другой – из травматического пистолета. Известно, больший калибр имеет и больший «вес»... Владелец пистолета получил серьезное ранение в живот.
Оружие самообороны предназначено именно для обороны, тем не менее, его применение стало причиной неприятностей, бед и страданий не только для его владельцев, но и тех, кто к нему не имеет никакого отношения. И, к сожалению, оно срабатывает все чаще и чаще. В нынешнем году в Белгородском районе от пули травматического пистолета погиб молодой человек, отец совсем маленького ребенка.
Оформляя лицензии на приобретение оружия, мы предупреждаем: не храните ключи от сейфа с оружием в «потайном» месте, оборудуйте свое жилище охранной сигнализацией, но многие надеются на авось. Житель Красногвардейского района считал, что ключи от его оружейного сейфа спрятаны в надежном месте. Но однажды в дом проникли воры. Понятное дело, их внимание не мог не привлечь сейф, и «надежно» спрятанный ключ был быстро найден.
Аксиома: алкоголь и оружие – вещи несовместимые. В пьяном угаре, кляня свою не сложившуюся жизнь, 35-летний житель Белгородского района нажал на спусковой крючок своего травматического пистолета и выстрелил себе в висок…
Суициды, к счастью, не так часты, однако, как говорят, «имеют место». Из-за нервного срыва или, скажем, быстротечного развития болезни. Но разве уход из жизни решает проблему? Разве «расстрелянная» проблема затем не ложится еще более тяжким бременем на плечи родных, близких?
Оружие хоть когда-то, но стреляет. Неукоснительно выполнять установленные законодательные акты по его хранению и применению – долг каждого владельца оружия. Утеря оружия самообороны может обернуться для его владельца не только лишением права владеть оружием на пять лет, но и солидным штрафом, как это произошло нынешней зимой с жителем Старооскольского района. В один из морозных зимних вечеров он, заядлый рыбак, возвращался домой на машине. Автомобиль забуксовал по снегу, естественно, владельцу оружия пришлось немало потрудиться, чтобы вытолкать машину на наезженную колею . И только дома он обнаружил, что газового пистолета, который брал с собой на рыбалку, нет.
А в Шебекинском районе совсем недавно, и тоже на рыбалке, пока один зачарованно наблюдал за поплавком, забыв о том, что в открытом автомобиле остался его пистолет, другой воспользовался ситуацией – и через некоторое время продал украденное оружие неизвестному. И хотя владелец оружия понес заслуженное наказание, его пистолет до сих пор не найден. Не известно, где и когда из него выстрелят.
Обеспечение самозащиты - это одно из прав, характеризующих демократическое общество. Но не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что, по данным социологов, почти наш каждый десятый владелец оружия готов его применить. Одним выстрелом каждый десятый собирается решить свои проблемы, которые явно выходят за рамки самообороны.
Сергей Квасов, старший инспектор лицензионно-разрешительной работы ООЛРР КЧД и ОД УВД по Белгородской области