Циркуляр № 325 наркома внутренних дел УССР А. И. Успенского начальникам областных управлений НКВД и начальникам 3-х отделов УГБ УНКВД об операции по ликвидации РОВСовских организаций
27 февраля 1938 г.
Совершенно секретно
ВСЕМ НАЧАЛЬНИКАМ ОБЛУПРАВЛЕНИЙ НКВД НАЧАЛЬНИКАМ 3[-их] ОТДЕЛОВ УГБ ОУНКВД
Только___________
гор._____________
Препровождаю для ориентировки копию моего телеграфного донесения Народному Комиссару Внутренних дел СССР — Генеральному Комиссару Государственной Безопасности тов. Ежову о первичных результатах следствия по делам ликвидируемых военноофицерских ровсовских организаций и групп на Украине.
Отмечаю:
- 
Даже в тех областях, где уже начато изъятие ровсовских офицерско-монархических элементов (Днепропетровск, Харьков, Одесса), операция развертывается медленно, охватывая весьма ограниченный круг участников ровсовских организаций, давно уже находившихся в поле зрения наших органов. В остальных областях к операции еще не приступили. Совершенно недостаточно вскрываются ровсовские организации и группы хорошо законспирированные, ушедшие в глубокое подполье. 
- 
Как устанавливается следствием по ведущимся делам, основным контингентом участников ровсовских организаций являются офицеры старой и белых армий, монархически настроенные элементы из «бывших» людей, контрразведчики, кулаки. Особо активную организующую роль в этих организациях играют репатрианты и реэмигранты, как правило, завербованные разного рода зарубежными белогвардейскими организациями и иностранными разведками и переброшенные в СССР для повстанческой, террористической, диверсионной и шпионской работы. 
- 
Следствие по делам ровсовских офицерско-монархических организаций на местах ведется поверхностно, как на локальные формирования. Между тем даже первичные данные совершенно определенно указывают на существование на Украине объединенного ровсовского центра, руководящего своими организациями и группами на местах и связанного с подпольными центрами офицерско-монархических организаций в Москве, Ленинграде и других пунктах Советского Союза. 
- 
Следствием не вскрывается связь ровсовских организаций и групп с правотроцкистскими, националистическими, эсеровскими и другими антисоветскими формированиями. 
 Необходимо учесть, что ровсовские организации не имели и не могли иметь самостоятельных задач в подготовке вооруженного восстания и свержения Советской власти, а действовали в общем фронте борьбы всех антисоветских сил на Украине.
- 
Следствием на местах совершенно не вскрываются связи ровсовских организаций в РККА, где несомненно имеются участники организации. 
ПРИКАЗЫВАЮ:
- 
Немедленно развернуть операцию по исчерпывающему разгрому офицерско-монархически кадров и их антисоветских формирований (организаций, групп, отрядов и проч.). 
- 
Всех офицеров, в отношении которых имеются хотя бы малейшие данные о[б] их причастности к организованной антисоветской деятельности, немедленно арестовывать. В первую очередь арестовать всех подозрительных по антисоветской деятельности гвардейских офицеров, офицеров белых армий, репатриантов. 
 На лиц, которые по занимаемым должностям требуют предварительной санкции, немедленно вышлите справки на арест в 3-й отдел УГБ НКВД УССР.
- 
Энергичным следствием добиваться вскрытия и ликвидации организующих ровсовских центров и руководящего ровсовского центра на Украине. 
 При установлении участников ровсовских организаций и их связей в Киеве, Харькове и других областях Украины и Союза — немедленно сообщать об этом соответствующим облуправлениям НКВД и мне.
- 
В процессе следствия по делам ровсовских организаций добиваться вскрытия связей, идущих на правотроцкистские, националистические, эсеровские, петлюровские, махновские и прочие антисоветские организации. 
- 
Каждого участника ровсовской организации обязательно допрашивать о связях организации среди командного состава РККА. 
- 
Обязательно следствием устанавливать местонахождение спрятанного участниками организации оружия и немедленно изымать таковое. 
О результатах по ровсовской операции и следствию сообщайте телеграфными донесениями и краткими сообщениями, с приложением протоколов допросов.
Народный комиссар внутренних дел УССР
комиссар государственной безопасности 3 ранга    Успенский
«27» февраля 1938 г., № 325/сн.. г. Киев
 
        


