О суде
Новости суда
Особенности рассмотрения споров, связанных с оказанием услуг по лоцманской проводке судов

В 2000 году Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа в кассационном порядке рассмотрен ряд дел по искам ЗАО «Морские лоцманы Новороссийска» о взыскании с агентирующих организаций лоцманского сбора за услуги по лоцманской проводке судов в порту Новороссийск.

В обоснование своих требований лоцманская организация ссылалась на договоры, заключенные с морскими агентами, и фактическое оказание услуг. Стоимость услуг истец определял на основании Ставок сборов с судов в морских торговых портах РФ, утвержденных Министерством экономики России 4.08.95.

Поначалу требования лоцманской организации казались обоснованными: оказал услугу - получи вознаграждение. Однако дела оказались не такими простыми, как показалось на первый взгляд.

Агенты судовладельцев оспаривали предъявленные к ним требования, заявляя довод о том, что лоцманский сбор уплачен ими Морской администрации порта Новороссийск (МАПН) на основании договора, заключенного с ней.

К участию в рассмотрении указанных дел в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, была привлечена МАПН, которая мотивировала возражения против заявленных требований лоцманов отсутствием у истца права на получение лоцманского сбора. При этом МАПН ссылалась на Постановление Правительства РФ «Об организации управления морскими портами» от 17.12.93 № 1299 и разработанный в соответствии с ним «Порядок взимания и использования портовых сборов морскими администрациями портов». Согласно указанным нормативно-правовым актам только морская администрация порта вправе взимать портовые сборы с судовладельцев, включая и лоцманский сбор и направлять их на осуществление мероприятий по безопасности движений судов в портах. В этих целях в 2000 году МАПН были заключены договоры: с лоцманской организацией и агентирующими организациями. Указанные договоры предполагали следующую структуру правоотношений: лоцманский сбор уплачивается судовладельцами Морской администрации порта, которая, в свою очередь, производит оплату услуг лоцманов по лоцманской проводке судов на основе согласованной сторонами калькуляции стоимости услуг.

Суды первой и апелляционной инстанций признавали обоснованными требования ЗАО «Морские лоцманы Новороссийска» и взыскивали с агентирующих компаний лоцманский сбор, не взирая на то, что эти организации однажды уже оплатили услуги по лоцманской проводке судов МАПН. Довод ответчиков о том, что договор с ЗАО «Морские лоцманы Новороссийска» после заключения договора с МАПН на оказание услуг, в том числе и по лоцманской проводке судов, не исполнялся сторонами, был отклонен судом. Договор, заключенный между МАПН и ЗАО «Морские лоцманы Новороссийска», судами не принимался во внимание со ссылкой на его недействительность или отсутствие согласования сторонами цены договора возмездного оказания услуг. Агентирующие организации и МАПН не согласились с судебными актами, принятыми судами первой и апелляционной инстанций, ими были поданы кассационные жалобы в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Судьями кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалоб была тщательно проанализирована сложившаяся правовая ситуация, изучена нормативно-правовая документация, регламентирующая правоотношения в части оказания лоцманских проводок и их оплаты, исследована правовая природа лоцманского сбора.

Определенные трудности при рассмотрении дел были вызваны тем, что законодательство, регулирующее данные вопросы, в частности, вопросы взимания портовых сборов, было принято в то время, когда организации, осуществляющие лоцманскую проводку судов, были только государственными. Споров между участниками лоцманской проводки судов не возникало, поскольку получателем денежных средств, в том числе лоцманского сбора, являлось, в конечном счете, государство.

С 1996 года право на оказание услуг по лоцманской проводке судов в порту Новороссийск было предоставлено коммерческой организации (ЗАО «Морские лоцманы Новороссийска»). Данное предприятие осуществляет свою деятельность на основании государственной лицензии и включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте. Согласно статье 87 Кодекса торгового мореплавания лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых законом или иными правовыми актами. Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством РФ. Поскольку до настоящего времени Правительством РФ такой перечень не установлен, негосударственные лоцманские организации действуют на основании лицензии, выданной Министерством транспорта РФ. Согласно статье 106 Кодекса торгового мореплавания с судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор, размер которого, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов, осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ. Изменений в закон, регулирующий порядок взимания портовых сборов, в связи с созданием в портах негосударственных организаций, осуществляющих указанную деятельность, внесено не было.

Конфликтная ситуация в порту Новороссийск возникла в связи с тем, что, получая за лоцманскую проводку в полном размере лоцманский сбор, негосударственная организация, осуществляющая свою деятельность непосредственно во взаимодействии с государственным учреждением (МАПН), не производила с последним расчеты за оказанные услуги.

Судом кассационной инстанции судебные акты по ряду дел были отменены, дела переданы на новое рассмотрение в связи с неполной исследованностью обстоятельств дела, имеющих важное значение для разрешения споров. По одному из дел суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ЗАО «Морские лоцманы Новороссийска». При этом суд исходил из отсутствия договорных отношений между истцом и ответчиком. Материалы дела свидетельствовали о том, что агентирующая компания подавала заявки на лоцманское обслуживание МАПН, администрация порта, в свою очередь, в соответствии с договором передавала заявки истцу, который фактически оказывал услуги по лоцманской проводке судов. Сторонами не оспаривалось, что агентирующая компания оплатила лоцманский сбор МАПН. Заключив договор с ЗАО «Морские лоцманы Новороссийска», МАПН привлекла его в качестве субисполнителя для оказания лоцманских услуг. Морской агент не возражал против возложения исполнителем (МАПН) своей обязанности по лоцманскому обслуживанию на третье лицо (ЗАО «Морские лоцманы Новороссийска»). Такой порядок оказания услуг не противоречит статьям 313, 780 Гражданского кодекса РФ. Каждый из участников договорных правоотношений несет договорную обязанность перед своим контрагентом. Из этого следует, что морской агент должен был оплачивать лоцманские услуги своему контрагенту (МАПН), а МАПН должна была оплачивать услуги соответственно ЗАО «Морские лоцманы Новороссийска» как субисполнителю на основании самостоятельного договора. При таких обстоятельствах ЗАО «Морские лоцманы Новороссийска» не вправе было требовать оплаты от морского агента, так как оно не связано с ним договорными отношениями.

Исследование правовой природы лоцманского сбора позволило суду кассационной инстанции сделать следующий вывод. Лоцманский сбор наряду с другими портовыми сборами является источником формирования федерального имущества и предназначен, прежде всего, для обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту, ремонта, развития и строительства портовых сооружений и объектов. В связи с этим оплата лоцманских услуг не может измеряться ставкой лоцманского сбора, поскольку это противоречит действующему законодательству, регламентирующему взимание лоцманского сбора. Денежные средства, направляемые на оплату лоцманских услуг, являются лишь частью ставки лоцманского сбора. Поэтому стороны не вправе предусматривать в договоре оплату лоцманских услуг в размере ставки лоцманского сбора. Если такое условие установлено в договоре, его следует признавать недействительным. В этом случае цена услуг считается несогласованной и в соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора должно оплачиваться по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.

Таким образом, право на взимание лоцманского сбора имеет государственное учреждение (МАПН), уполномоченное на использование портовых сборов в соответствии с действующим законодательством. При этом часть лоцманского сбора должна направляться на оплату услуг по лоцманской проводке судов. Судовладелец, оплативший лоцманский сбор в соответствии с действующим законодательством, не должен нести дополнительные расходы, связанные с лоцманским обслуживанием.

На наш взгляд, для обеспечения расходования денежных средств, вырученных от взимания лоцманского сбора, должна применяться такая структура правоотношений, при которой основной договор оказания лоцманских услуг заключается судовладельцем (агентом) с МАПН, уполномоченной на получение лоцманского сбора, а МАПН вправе заключать договор с субисполнителем, в котором стороны должны определять цену услуг по лоцманской проводке судов.

Таким образом, при сложившейся в порту Новороссийск ситуации должником перед ЗАО «Морские лоцманы Новороссийска» за фактически оказанные услуги по лоцманской проводке судов является МАПН. Хотя стороны не лишены возможности самостоятельно разобраться в своих взаимоотношениях и мирным способом урегулировать споры. 

И. А. Переход* 

*Автор: Переход Ирина Анатольевна - судья. Стаж работы в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа 5 лет. 

«Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа», N 1, январь-март 2001 г. 

Страницы1 | 2 | 3 | 4

К основному документу >>