В Катынском лесу
Все началось с рассказа моего папы. В молодости (начало 70х) во время работы в стройотряде в Польше он побывал в Освенциме. На выходе оттуда с другими ребятами курил, когда к ним подошел какой-то подвыпивший поляк и, узнав, откуда они, сказал: «Так у вас то же самое было – Катынь». Ни о какой Катыни папа в те годы и слыхом не слыхивал. Подумал, что речь идет о Хатыни – деревне под Минском, сожженной немцами весной 1943 (там погибло 149 человек; мемориальный комплекс был открыт в 1969 году: http://khatyn.by/ru/ ), и закивал: «Да, да, Хатынь…».
Не помню, когда и как в мою жизнь проникали подробности этой страшной трагедии. Но наиболее полное представление о ней и живое ощущение того, что тогда произошло, мне дал фильм Анджея Вайды «Катынь» (показанный несколько раз в Москве в польском культурном центре и в «Мемориале», закупленный, но так и не вышедший в российский прокат).
Основные события, связанные с Катынью (1939-2006):
1939
1 сентября – нападение Германии на Польшу.17 сентября – вторжение в Польшу Красной Армии, нарушившее договор о ненападении между СССР и Польшей.
К концу сентября в плен взято около 250 тысяч польских военнослужащих. Многие были отпущены или обменяны (на жителей территорий, захваченных СССР, но оказавшихся в немецком плену). Оставшиеся к концу 1939 года примерно 25 тысяч поляков были размещены в трех лагерях – в Козельске (тогда Смоленская, теперь Калужская область), Старобельске (сейчас Луганская обл. Украины) и Осташкове (ныне Тверская обл.).
1940
5 марта – решение Политбюро ЦК ВКП(б) о расстреле польских военнопленных, предложенное Берией и подписанное Сталиным.
апрель – расстрелы (в Катыни, Медном, Харькове и других, неизвестных, местах).
1943
оккупация немцами Смоленска, обнаружение захоронений польских военнослужащих, расстрелянных советскими властями в 1940 году.
13 апреля – официальное объявление германского радио об этом.
15 апреля – Совинформбюро опровергает эту информацию, заявляя, что поляки были расстреляны в 1941 году немцами.
март-июнь – немцы проводят эксгумацию, исследование останков военнослужащих, их документов, личных вещей.
25 сентября – освобождение Смоленска Красной Армией
1944
январь – действия «Специальной комиссии по установлению и расследованию обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу военнопленных польских офицеров» во главе с Н.Бурденко приводят к заключению о расстреле поляков немцами осенью 1941 года.
1946
июль – попытка СССР обвинить на Нюрнбергском процессе нацистскую Германию в Катынском преступлении не удается.
1990
13 апреля – официальное признание «непосредственной ответственности за злодеяния в Катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных», передача Горбачевым президенту Польши В.Ярузельскому некоторых документов НКВД, связанных с катынским преступлением.
В связи с расстрелами возбуждено несколько уголовных дел, которые переданы в Главную военную прокуратуру и 27 сентября объединены под № 159.
1992
14 октября – обнародование различных документов из Президентского архива, в том числе решения Политбюро от 5 марта 1940 года.
1993
25 августа – Б.Ельцин в Варшаве просит прощения за Катынское преступление
1994 – прекращение уголовного дела № 159 «за смертью виновных»; затем дело возобновлено.
1996 – принято решение о создании мемориальных комплексов в Катыни, Медном, Харькове
2000
28 июля – открытие мемориального комплекса в Катыни.
2004 – прекращение уголовного дела № 159 по той же причине, что и в 1994 году.
2005 – большинство материалов дела засекречены, доступ к 116 из 183 томов закрыт.
В 2005-2006 гг. Главная Военная Прокуратура отказала в рассмотрении поданных родственниками и «Мемориалом» заявлений о реабилитации как жертв политических репрессий ряда конкретных расстрелянных поляков.
(Несколько подробнее см.: http://www.memo.ru/2008/03/20/Katyn_bukl
Через полгода после того, как посмотрела фильм, я оказалась в Катынском лесу.
Проделать путь от станции Гнездово, где были выгружены из вагонов пленные козельского лагеря, не удалось
: из Смоленска дизеля идут по параллельной ветке, ближайшая к поселку Гнездово станция – Ракитная. Светлый сосновый лес в половине десятого вечера отливает непривычно холодным светом. Как архетипические путники, просим у красивой женщины зачерпнуть воды из колодца, а заодно выясняем дорогу. Все местные знают, где мемориал, но на всякий случай спрашивают, не на гнездовские ли нам курганы (в июле там проводят раскопки студенты истфака МГУ; как рассказывают друзья, работавшие там, в Катынский лес их никогда не водили. (Значит ли это, что тем, кто исследует погребения 10 века, нет дела до захоронений века двадцатого?)).
Идя по трассе, заходим в лес, и совсем близко, по левую сторону дороги, оказывается мемориал. Вечер. На парковке две машины. Интеллигентного вида охранник просит прийти завтра утром и некоторое время наблюдает, пока мы сидим на рюкзаках и курим, разглядывая стенд у входа и лес и думая, думая.
Вечером в Козьих Горах (так называется та часть Катынского леса, где были расстреляны поляки) поют птицы и слышен шум машин с Витебского шоссе. В лесу множество холмов и холмиков, каких-то озерец.
Переночевав в палатке в
От главного входа в мемориал, где стоит телячий вагон и стенды с информацией о репрессиях, из-под арки расходятся в разные стороны дорожки. Непрестанно кричит кукушка. Будто все пытается перечислить всех, кто лежит под этими деревьями.
Мы – первые посетители. Расходимся по дорожкам, растворяемся в лесу под дождем. Кажется, здесь нельзя ходить иначе как поодиночке, всматриваясь, вслушиваясь, вдумываясь в лес и в то, что в нем произошло каких-то 70 лет назад.
Памятника как такового нет, да и не может, наверно, быть лучшего, чем само это место, сам лес и бесконечные таблички с именами. Как хорошо сказал Виктор Некрасов (о другом месте, где уничтожали другие люди – на этот раз все-таки немцы, но не поляков, а евреев – о Бабьем Яре): «Мне, пришедшему сюда поклониться праху погибших, не надо рассказывать, как эти люди умирали. Мне все известно. И кричать тоже не надо. Я сам знаю, где и когда надо крикнуть. Я просто хочу прийти и положить цветы на братскую могилу и молча, в одиночестве постоять над ней».
Не знаю, сколько времени мы провели под дождем. Потом наконец зашли в музей. Там много стендов, посвященных не только Катыни. Они рассказывают о репрессияхм советского времени на территории Смоленской области. В катынском мемориале работают чудесные, душевные люди. Валентина Михайловна, диабетик, в прошлом профессиональная швея (и кем толь ухаживает за клумбами на территории мемориала, делает уборку и много чего еще. Она отогрела нас, напоила чаем и отдала часть своего обеда. И рассказала о том, как много здесь бывает людей.
В книге отзывов – поляки, немцы, белорусы, китайцы, смоленские школьники, школьники-участники олимпиады по русскому языку, студенты разных вузов… Сотрудники мемориального комплекса «Катынь» (правильно делать ударение на первый слог, как в польском) делают много для того, чтобы сохранилась память о массовых убийствах. И, кажется, им это удается.
Помимо Катыни...
В Катыни была расстреляна лишь часть польских военнопленных. 6311 поляков, содержавшиеся в лагере в Осташкове, расстреляны и захоронены на территории дач НКВД в Медном (Калининский район Тверской области). Там также открыт мемориальный комплекс (2 сентября 2000 года). Информацию о нем можно найти здесь: http://www.polithistory.ru/content/view/3
Другой мемориальный комплекс сооружен в Харькове (17.06.2000), где были расстреляны 3820 пленных из лагеря в Старобельске. Там музея нет.
Еще 7305 арестованных, содержавшихся в тюрьмах западных областей Украинской и Белорусской ССР, были расстреляны, по-видимому, в Киеве, Харькове, Херсоне и Минске, возможно, и в других не установленных местах на территории БССР и УССР.
Как добраться до Катынского мемориала:
Государственный мемориальный комплекс «Катынь» работает ежедневно с 8 до 21. Музей открыт с 9 до 17. До него совсем не сложно добраться: из г.Смоленска авт. № 101 до остановки «Мемориал» (прямо напротив входа) или авт. № 30 до конечной остновки и 800 м пешком. Или же (так, как сделали мы) – на электричке из Смоленска до Ракитной и пешком оттуда (если вы едете из Беларуси или по направлению из Рудни – электричка останавливается на станции Гнездово, оттуда тоже близко).
На машине – выезд из Смоленска по Витебскому шоссе, примерно через
Оксана.
Comments