Из почты : в МГУ религио(е)ведческий доклад
Кафедра истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова приглашает 20 мая на открытый доклад аспирантки Института научной информации по общественным наукам, магистра искусств
Глушко Елены Викторовны
«Католическая церковь в Чехословакии (1968-1989) в общественно-политическом контексте»
В докладе принимает участие магистр богословия, священник Иосиф Роман
Доклад будет прочитан в рамках межвузовского семинара «История Церкви: источники, институты, методология, историки».
Заседание семинара состоится 20 мая 2011 г. в 16.30. Адрес: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, ауд. Е-421. Вход в здание МГУ свободный (при себе необходимо иметь паспорт).
С тезисами доклада и рекомендуемой литературой можно ознакомиться на сайте
См.: http://www.hist.msu.ru/Departments/Churc
Глушко Елена Викторовна
«Католическая церковь в Чехословакии (1968-1989) в общественно-политическом контексте»
Церковная политика в Чехословакии отличалась значительной жесткостью даже в сравнении с другими странами европейского социалистического лагеря. В конце 40-х-начале 50-х гг. монашеские ордена были распущены, католические епископы интернированы, а наиболее активные священники и миряне отправлены в лагеря. Церковная жизнь оказалась под полным контролем государства; по решению «сверху» было создано лояльное движение католического духовенства. Во второй половине 60-х гг. началось постепенное возрождение религиозной жизни страны. В 1968 г. произошли заметные кадровые перестановки в государственном ведомстве по церковным делам; на смену прорежимному движению католического духовенства пришло возникшее «снизу» «Дело соборного обновления», куда входили как клирики, так и миряне; бывшие лагерники стали играть заметную роль в церковной жизни страны. Этот период так или иначе продлился до начала 70-х гг., когда контроль государства над церковью был окончательно восстановлен, и люди, активные в предшествующий период, были вынуждены уйти в подполье.
Согласно чехословацким законам, священникам разрешалось проводить богослужения в храмах, однако запрещались практически любые встречи с верующими, и прежде всего молодежью, за их пределами. В свою очередь, верующим не рекомендовалось посещать храмы. Однако религиозная жизнь страны продолжает развиваться. Проводятся регулярные тайные встречи малых католических общин, организуются католические лагеря для детей, широкое распространение в самиздате получает религиозная литература, создаются «подпольные университеты» богословско-философской направленности. Вторая половина 80-х гг. – это период, когда лояльные государству иерархи практически утрачивают свое влияние на общественное мнение страны, а независимая религиозная жизнь приобретает все больше черт политического протеста. В условиях нехватки официально признанных католических епископов (переговоры об их назначении между представителями Ватикана и ЧССР не приносили серьезных успехов) в Чехословакии складывается разветвленная тайная церковная иерархия. Следует отметить, что в этот период внутри католической церкви формируется широкий спектр богословских и общественно-политических воззрений. После 1989 г. новая церковная иерархия Чехии и Словакии складывается в основном из бывших деятелей катакомбной католической церкви; они же становятся создателями и участниками христианско-демократических политических партий, продолжают свою деятельность на ниве просвещения и социальной работы.
Рекомендуемая литература:
Франтишек Миклошко: «Это чудо, что мы еще живы» // Сибирская католическая газета, 2010.
http://sibcatholic.ru/2010/08/06/frantis
Готовятся к печати:
Словарь диссидентов: Виднейшие участники оппозиционных движений в коммунистических странах, 1956-1989. Т. 1: Восточная Европа / Под ред. Н. Е. Горбаневской. – Москва-Варшава: Карта, 2011.
Глушко Е. В. Словацкая катакомбная католическая церковь (1969-1989) и Россия // Россия и современный мир. 2011 г. № 2.
Comments