Защита прав::Роль неюристов
Если попросить людей в любой стране мира назвать основные элементы их правовой системы, большинство из них, скорее всего, назовут адвокатов, судей, прокуроров, суды и тюрьмы. Однако среди малоимущих слоев населения в самых разных регионах мира все большую роль играют неюристы. Их называют консультанты-неюристы. Это либо специально обученные люди, которые оказывают правовую помощь представителям социально уязвимых групп населения и часто сами являются членами таких групп, либо обычные граждане, которые используют правовые механизмы для самопомощи — коллективной или индивидуальной.
Среди консультантов-неюристов есть сотрудники НГО, есть и волонтеры. И те, и другие, прежде чем приступить к работе, обычно проходят неформальное правовое обучение, которое не является юридическим образованием, получаемым в юридическом вузе. На основе этого обучения и полученного практического опыта они занимаются правовым просвещением и оказанием правовой помощи женщинам, крестьянам, представителям коренных народов, городским беднякам и представителям других социально уязвимых групп. Хотя иногда неюристы-консультанты представляют интересы граждан в суде, они все же стремятся разрешать проблемы во внесудебном порядке — с помощью административных процедур, альтернативного разрешения споров или — при необходимости — мобилизации сообщества для выдвижения совместных требований. Многие аспекты их работы связаны с тем, что называют «правовой грамотностью» — «процессом приобретения необходимого понимания права и прав человека, способности реализовывать свои права и добиваться перемен совместными действиями».
В самом общем плане эта деятельность консультантов-неюристов расширяет доступ социально уязвимых групп населения к правосудию, повышая их возможности по использованию правовых механизмов; она способствует соблюдению законов, оказывая давление как на государственные органы, так и на частных лиц, допускающих нарушения закона; наконец, она повышает уровень вовлеченности граждан в процесс принятия решений на местном уровне.
Есть также свидетельства тому, что помощь консультантов-неюристов способствует охране здоровья женщин, защите окружающей среды, повышению уровня благосостояния малоимущих граждан и осуществлению правовых реформ.
Если же говорить о наиболее очевидном результате, то он состоит в том, что консультанты-неюристы повышают уровень информированности членов тех или иных групп населения о своих правах. Для многих обществ, для которых Правовое невежество — скорее норма, чем исключение, это немало. Граждане учатся критически осмысливать право и добиваться отмены несправедливых законов.
Правовое просвещение и такие стратегии, как мобилизация общественности для совместных действий, могут применяться в комплексе для того, чтобы социально незащищенные группы могли более последовательно и активно решать правовые проблемы и связанные с ними вопросы, касающиеся их членов. В некоторых случаях такая деятельность позволяет восстановить нарушенное равновесие сил, в результате чего подобные группы получали возможность применять более эффективные меры в отношении органов правопорядка, не желающих защищать интересы жертв или нарушающих их, арендодателей, эксплуатирующих крестьян, мужей, допускающих насилие в семье, и т.д.
Помогая социально уязвимым группам населения приобрести большую самостоятельность на правовом поле, консультанты-неюристы также способствуют снижению дефицита бесплатной правовой помощи, связанного с тем, что в регионах очень мало юристов и государственных программ, оказывающих такую помощь. Эффективность работы консультантов повышается благодаря знанию ими нужд сообщества — такого знания часто не хватает профессиональным.
Однако деятельность консультантов-неюристов не может полностью заменить ни работу профессиональных юристов, ни тем более государственную деятельность в сфере правового образования. Обычно наилучших результатов удается достичь тогда, когда деятельность юристов-правозащитников, консультантов-неюристов и просветительская работа дополняют друг друга.
Ниже описывается несколько методов и целей правовой помощи на уровне сообщества: индивидуальная самопомощь, работа консультантов — штатных сотрудников НГО и волонтеров, альтернативное разрешение споров, мобилизация общественности для организации совместных действий и деятельность, цели которой выходят за пределы отдельного сообщества.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОПОМОЩЬ
В основе «самодеятельной» работы в области права лежит стремление повысить уровень правовых знаний людей с помощью распространения правовой информации. Хотя это может происходить и без участий консультантов и других активистов, оно помогает людям оказывать помощь самим себе, когда они сталкиваются с теми или иными правовыми проблемами.
Занимаясь подобного рода деятельностью, особое внимание уделяют правовым проблемам, которые представляются наиболее значимыми для конкретных групп населения, а также международным нормам в области прав человека, которые сами по себе позволяют оценить основы устройства общества.
Правовое просвещение требует повышенного внимания не только к его содержанию, но и к форме.
Какие пути распространения правовой информации наиболее эффективны? На него можно ответить по-разному — в зависимости от контекста, целевых групп и общей стратегии.
КОНСУЛЬТАНТЫ В ШТАТЕ НГО
В самых различных обстоятельствах для того, чтобы добиться реализации своих прав и соблюдения закона, людям необходимо нечто большее, чем познания в праве. Многие граждане неграмотны и испытывают страх перед официальными инстанциями. Они почти или вовсе не имеют доступа к телефонам. Несмотря на это, они обычно пытаются решить свои проблемы доступными им путями.
В этой ситуации НГО используют штатных консультантов, которые оказывают или организуют правовую помощь гражданам. Иногда эти консультанты сами принадлежат к тем сообществам, которым они помогают. Пройдя специальное обучение, они помогают клиентам разобраться в тонкостях судебной и бюрократической системы, а иногда сами общаются с судьями и чиновниками от имени клиента. Их конкретные действия и стратегии зависят от конкретных обстоятельств и предпочтений клиента.
Проблемами, с которыми наиболее часто приходится иметь дело консультантам, являются незаконные увольнения, невыплата льгот, государственных пенсий и пособий пенсионерам, инвалидам, семьям, оставшимся без кормильца, и сиротам. Иногда дело ограничивается консультациями по подготовке соответствующих документов, а иногда сотрудники организации представляют интересы клиента в тех или иных инстанциях.
В тех случаях, когда правовые проблемы значительны, очень сложны или по иным причинам требуют знаний и навыков, которыми консультанты-неюристы не обладают, они обращаются за помощью к профессиональным юристам, которые затем представляют интересы клиента в суде или оказывают иные услуги.
Однако работа консультанта не заканчивается направлением клиента к юристу. Консультанты помогают собирать доказательства, выявлять свидетелей и выполняют иную вспомогательную работу.
Опыт работы штатных консультантов может повысить уровень правовых знаний социально уязвимых групп населения. Многим людям для реализации своих прав необходима непосредственная помощь, которую могут оказать консультанты-неюристы. Эти организации в той или иной степени используют средства массовой информации и другие методы работы с широкой общественностью, но они не считают, что эти методы могут заменить квалифицированную помощь консультантов. Консультанты-неюристы могут выполнять роль важнейшего звена в «низовой» работе, помогая членам социально уязвимых групп добиваться выплаты пособий и пенсий, участвовать в гражданской и политической жизни и защищать свои права в суде.
Но они не могут полностью заменить юристов. Юристы необходимы для того, чтобы обучать консультантов, решать вопросы, требующие представительства интересов в суде или глубоких юридических знаний, чтобы продолжать защиту интересов клиента там, где консультанты помочь не в силах.
Читатель может возразить, что использование консультантов-неюристов обрекает малоимущих на «второсортную» правовую помощь. Однако зачастую в реальной жизни речь идет не о выборе между второсортной помощью консультантов и первосортной помощью юристов. Вопрос стоит иначе: помощь консультантов либо отсутствие помощи вообще. Даже если существует возможность обращения к юристу, консультанты иногда оказываются не менее компетентными. В любом случае они гораздо более доступны. Когда в организации работают консультанты-неюристы, профессионалы могут действовать с большей избирательностью. Наконец, как будет продемонстрировано ниже, организационная работа с членами той или иной группы часто требует навыков и способностей, которыми большинство юристов не обладает.
КОНСУЛЬТАНТЫ-ВОЛОНТЕРЫ
Уровень организованности общества, качество официального образования и характер функционирования государственных органов таковы, что консультанты-волонтеры могут выполнять целый ряд функций. Их работе часто помогает их принадлежность к тому или иному сообществу — а их деятельность, в свою очередь, укрепляет это сообщество, а кроме того, позволяет расширить «радиус действия» правовой помощи.
Опыт, приобретенный в работе с консультантами-волонтерами, позволяет выделить несколько важных аспектов повышения их квалификации:
1. Большое значение имеет конкретность обучения: знание конституционных принципов или норм международного права, законов и подзаконных актов своего государства.
2. Не меньшую роль играет организация деятельности. Эффективность работы консультантов-волонтеров в большей степени объясняется их принадлежностью к сплоченному сообществу, которое обеспечивает их легитимность и определенное влияние.
3. Часто бывает необходимо обучение консультантов на протяжении длительного времени, а полученные знания требуют закрепления. Часто бывает, что именно профессионалы, затратившие много лет на получение полноценного образования и прошедшие практическое обучение, весьма нереалистично оценивают то, чего можно достичь с помощью краткосрочного обучения.
4. Необходимы постоянные контакты с юристами или по крайней мере с более квалифицированными специалистами. Такие контакты представляют собой одну из форм практического обучения. По мере возникновения новых вопросов консультанты должны иметь возможность обращаться к специалистам, которые могут на них ответить.
Тот факт, что перечисленные элементы необходимы для обеспечения максимальной эффективности работы консультантов-волонтеров, указывает на то, что эта стратегия применима не во всех условиях. Не все сообщества могут извлечь пользу из работы волонтеров и не все правовые проблемы они могут решить. В то же время в ряде случаев они способны серьезно повлиять на ситуацию.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАНТОВ-НЕЮРИСТОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИХ СООБЩЕСТВ
Обсуждение значения работы консультантов-неюристов за пределами их сообществ, возможно, покажется странным — ведь по определению такие консультанты действуют на местном уровне. И тем не менее по крайней мере в двух отношениях правовая деятельность консультантов-неюристов может выходить за пределы тех сообществ, где они живут или работают. Это касается, во-первых, государственной политики, осуществляемой такими средствами, как законодательство, подзаконные акты и решения высших судов, во-вторых, воспроизводства удачных моделей работы на уровне сообщества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе консультантов и других неюристов можно выделить несколько общих черт.
Как форма, так и содержание учебных программ для консультантов-неюристов должны соответствовать их правовым потребностям и возможностям. Наибольшую эффективность такому обучению придает его глубина, продолжительность, а также возможность поддержания постоянных контактов с юристами или другими специалистами. Любая подобная образовательная деятельность выигрывает при ее сочетании с другими формами работы в сфере права, такими как судебная защита и содействие реформе государственной политики. Однако наиболее важный вывод, пожалуй, состоит в том, что донорские организации, работающие в сфере права, должны учитывать деятельность неюристов и использование различных внесудебных механизмов. Здесь может идти речь об организации общественности для совместного решения вопросов в сфере экономики или семейного права.
Деятельность в сфере права не является единственным направлением, где правовые и неправовые стратегии могут удачно сочетаться. Для разработки программ социально-экономического и правового развития, имеющие смежные приоритеты, такие, например, как демократическое правление, может оказаться полезной деятельность «правовых» НГО, которые добиваются усиления ответственности органов государственной власти и расширения контроля общественности за их работой. Таким образом, проекты, целью которых является охрана здоровья женщин, борьба с бедностью, защита окружающей среды и другие вопросы социально-экономического развития, могут включать в себя «правовую» работу активистов, не являющихся профессиональными юристами, для достижения этих целей. Такая интеграция несет в себе потенциал продуктивного расширения сферы деятельности консультантов-неюристов и устранения возникающего иногда барьера между правозащитной деятельностью и программами социально-экономического развития.